«Дорожная карта» преобразования и повышения эффективности системы городского управления. Д. Марсталл, Д. Боргсдорф, Э. Блайденберг и др. (Сост. и пер. с англ. О. Савельева. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2010. 304 с.: ил.).
Стремитесь к обустроенной и безопасной жизни? Есть два способа добиться искомого: можно уехать туда, где так уже живут. А можно просто помечтать, что проще и дешевле. В таком случае стоит прочесть книгу о том, как 20 лет назад ее авторы начали участвовать в проекте переустройства городской жизни, который привел к созданию эффективной системы управления городом Шарлотт (штат Северная Каролина, США).
20 лет назад реформаторы сформулировали свою миссию просто: обеспечить предоставление городскому сообществу полноценных муниципальных услуг, повышающих безопасность, улучшающих здоровье и качество жизни граждан. Для решения задач предложили создание и поддержание эффективных партнерств и привлечение профессиональных мотивированных сотрудников. А главное — стали использовать в работе муниципалитета систему стратегического бизнес-планирования.
И впервые в практике муниципальных образований в качестве базовой они приняли и успешно реализовали систему сбалансированных показателей (ССП). В структуре горадминистрации перешли от департаментов к ключевым самоуправляемым бизнес-единицам, действующим на коммерческих принципах.
В книге рассказывается, как удалось внедрить практику управляемой (государственно-частной) конкуренции в сферу обслуживания жителей на равных условиях между бизнес-единицами администрации и частным сектором и при этом напрочь избежать коррупции. Напротив, конкуренция обеспечила предоставление на конкурсной основе качественных муниципальных услуг наиболее экономичным (с самой низкой стоимостью) и ориентированным на интересы горожан способом. Одновременно сокращались контролирующие функции чиновников.
В книге обо всем этом рассказано на конкретных примерах. Запоминается одна из завершающих повествование картинок. В городе провели референдум на тему вводить или не вводить дополнительный полупроцентный налог с продаж. И подавляющее большинство жителей поддержало допналог, который им же и платить теперь приходится. А поддержали потому, что никто не сомневался: деньги не исчезнут в неизвестном направлении, а в самом деле будут вкладываться в создание разветвленной сети скоростного общественного транспорта, призванной положить конец автомобильным пробкам.