Наибольшую устойчивость в кризисную для страховых компаний пору показал канал розничных агентских продаж. Вслед за «Росгосстрахом» с его 64 000 страховых агентов прочие страховщики тоже осознали выгоды, связанные с этим классическим путем развития бизнеса.
На встрече с журналистами в начале октября генеральный директор ОСАО «Россия» Юрий Колесников сообщил, что в рамках реструктуризации компании одной из главных целей является привлечение страховых агентов и развитие розничной сети продаж. «Сейчас у нас работает 1900 агентов, из них 1100 активные, то есть продающие минимум по одному полису в день, — сказал Ю. Колесников. — К 2012 г. мы планируем довести число активных агентов до 5000».
На беду страховщиков, ценность опытного страхового агента для компании не равна ценности компании для опытного агента. Страховой агент ищет, где выше комиссионные и больше дополнительных бонусов. Компании опасаются перехода агентов к конкурентам вместе с наработанной базой клиентов.
Действительно, уже сейчас большинство агентов предлагают клиентам полисы нескольких страховщиков на выбор. Законодательством не предусмотрены требования по сертификации агентов, порядок отзыва сертификатов, а тем более ответственность за работу на конкурирующую структуру.
По словам Ю. Колесникова, его американские коллеги не понимают российских проблем, которые связаны с неверными страховыми агентами. В США общепринятым считается двухлетний запрет страхового агента работать на другую страховую компанию в случае ухода из своей.
В России подобные законодательные поправки предлагались и обсуждались, но дальше разговоров дело не пошло и, по словам того же генерального директора «России», вряд ли пойдет. Впервые предложение о привязке страхового агента к одному работодателю с помощью специального сертификата было внесено в Государственную думу еще весной 2006 г. Авторами предложенных тогда поправок в закон о страховом деле были депутаты Анатолий Губкин, Юрий Медведев, Валерий Панов и Виктор Плескачевский и нынешний глава Федеральной службы страхового надзора Александр Коваль. В 2006 г. поправка не прошла. Но резкое увеличение случаев мошенничества со стороны посредников в кризисный 2009 г. заставило законодателей вернуться в конце весны текущего года к теме взаимоотношений страховых компаний и их агентов. Однако неожиданно против закрепощения агентов высказались сами страховщики.
«Сама по себе сертификация на систему работы агента не повлияет, — сообщил тогда журналистам заместитель директора департамента комплексного страхования ОСАО „Ингосстрах“ Алексей Власов. — А вот планируемая привязка агента к одной страховой компании принесет на страховой рынок изменения крайне негативного характера».
«Очевидно, агенты пожелают сохранить существующую возможность работать сразу с несколькими страховыми компаниями. А значит, в разы вырастет номинальное число агентов, из которых подавляющее большинство будут фиктивными. Это будет делаться для получения бланков и комиссионного вознаграждения. Как правило, агент сейчас работает с 3—5 страховыми компаниями, и для продолжения работы в новых условиях агенту придется создать несколько фиктивных агентов, чтобы сохранить существующие в настоящий момент возможности», — сказал А. Власов.
Пока все остается по-прежнему: страховые агенты продают все, что хотят, а страховые компании разрабатывают программы по повышению агентской лояльности. В то же время на тематических интернет-форумах страховые агенты называют страховые компании типа того же «Росгосстраха» сетевиками и жалуются, что трудности с получением выплат клиентами делают работу страхового агента психологически некомфортной. «Чувствуешь себя обманщиком, разводящим лохов» — так выразился некий анонимный страховой агент. Низкий уровень доверия к страховым компаниям — одна из главных причин того, что в России застраховано не более 10% рисков. В Европе и США этот уровень достигает 90%. И даже по сравнению с остальными странами БРИК в России он ниже в два раза. В данных условиях работа страхового агента выглядит не такой выгодной, как ее представляют страховщики.