Для заявленных программ модернизации России может не хватить не только финансовых, но и человеческих ресурсов.
Директор департамента образовательных программ ГК «Роснанотех» Елена Соболева сообщила, что, несмотря на громкие слова с экранов телевидения, техническое образование по-прежнему немодно среди молодежи.
«По нашим сведениям, в 2010 г. на факультеты, обучающие авиа- и ракетостроению, не поступило ни одного процента школьников, получивших самые высокие баллы по ЕГЭ, и только 4% таких школьников поступило на факультеты, связанные с электроникой. На 35% первокурсники технических вузов — это двоечники и троечники. Отличники по-прежнему идут в юристы и менеджмент», — сказала Е. Соболева.
Низкий уровень знаний абитуриентов и устаревшие образовательные программы сказываются на качестве подготовки выпускников, что в итоге отражается на производительности труда. По словам начальника управления по привлечению и развитию персонала ОАО «Северсталь» Ольги Филатовой, производительность труда американского сотрудника на аналогичном производстве в США в четыре раза выше, чем у российского работника на заводе компании в Череповце. Правда, О. Филатова не пояснила, как соотносятся заработки на аналогичных должностях на российских и американских предприятиях, как работает социальный лифт за океаном, а как — у нас. Госчиновники в США не отличаются очень высокими зарплатами. У них не то что конкурса на факультеты госуправления нет, таких факультетов нет.
Расходы бизнеса на переподготовку молодых специалистов составляют ежегодно 500 млрд руб. Это почти столько же, сколько государство тратит на всю госсистему высшего образования. Тенденция подобного дообучения общемировая, но в западных странах соотношение расходов на него более щадящее для бизнеса: не 100/100, а примерно 100/60. 83% отечественных работодателей имеют статьи расходов на переподготовку сотрудников.
Представители HR-отделов компаний согласны, что на государственном уровне следует «создавать моду на инженерное образование», как выразилась Е. Соболева, а на уровне компаний «менять менталитет работников», как заметила О. Филатова. Кроме того, от нового закона об образовании, который сейчас обсуждается, ждут введения профстандартов и общественной профессиональной экспертизы образовательных программ (когда работодатель будет выдавать оценку, насколько программа адаптирована для нужд современного производства). Пока же система государственного профобразования используется, по мнению представителей крупного бизнеса, неэффективно.