Инновационные компании штурмуют фондовый рынок

| статьи | печать

Главной тенденцией развития российского фондового рынка в 2010 г. стал выход на IPO (первичное публичное размещение ценных бумаг) отечественных венчурных и инновационных компаний. К такому выводу пришли участники ежегодного форума IPO&SPO — 2010. По оценке Института фондового рынка и управления, в ближайшие полгода вывести ценные бумаги в сектор первичных размещений могут около семи инновационных компаний. В частности, 11 октября о намерении провести IPO на Лондонской фондовой бирже до конца 2010 г. объявил российский интернет-холдинг Mail.ru Group Ltd.

2010 г. на Московской межбанковской валютной бирже провели IPO три российские инновационные компании: ОАО «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ), ОАО «Диод» и ОАО «Русские навигационные технологии». Самым успешным среди посткризисных IPO инновационных компаний согласно рейтингу Фонда «Центр развития фондового рынка» было размещение ИСКЧ, ставшее единственным IPO российской компании в 2009 г. Привлеченные в ходе IPO средства ИСКЧ частично (43,7 из 142,5 млн руб.) направил на приобретение 50% доли украинского лидера клеточных технологий — банка стволовых клеток «Гемафонд». Остальные деньги пойдут на реализацию научных программ и модернизацию оборудования.

300 млн руб., которые привлекло ОАО «Диод» (один из лидеров российского рынка товаров для здоровья в сфере профилактики и лечения сердечно-сосудистистых заболеваний, ожирения, вирусных и инфекционных заболеваний, воспалений и болей) будут направлены на запуск новых продуктов. «Этих денег, безусловно, недостаточно для реализации всей инвестпрограммы „Диода“. Для этих целей мы планируем разместить допэмиссию по цене не ниже цены размещения в осенне-зимний период текущего года», — сообщил в сентябре о планах компании генеральный директор ОАО «Диод» Владимир Тихонов. По его словам, одним из важнейших достижений IPO для предприятия является получение публичного статуса, возможность дополнительного кредитования и привлечения более доступных кредитных ресурсов.

Компания «Русские Навигационные Технологии» (РНТ), специализирующаяся на разработке, производстве и внедрении телематических систем для мониторинга и управления транспортом на основе GPS/ГЛОНАСС, в ходе IPO продала 3,52 млн обыкновенных акций по цене 85,23 руб. Более 300 млн руб., привлеченных в результате размещения, компания намерена направить на ускорение процесса экспансии на международные рынки, дальнейшее развитие сети представительств, а также на запуск операторской модели продаж.

Управляющий директор ОАО «Инвестбанк „Открытие“» Яна Тульчинская считает, что размещение акций РНТ является уникальным опытом для российского рынка ценных бумаг, поскольку это первая в России компания, прошедшая все стадии классического венчура. По мнению руководителя департамента венчурных инвестиций ЗАО «ВТБ Управление активами» Айдара Калиева, успешное проведение IPO навигационным предприятием — пример того, что инвесторы заинтересованы вкладывать свои средства в перспективный инновационный бизнес.

 

Иннофирмам не хватает публичности

Все три перечисленных размещения произошли на Рынке инноваций и инвестиций (РИИ), который был создан на ММВБ год назад. По словам руководителя проектного офиса «Рынок инноваций и инвестиций» ЗАО «ММВБ» Элины Юриной, в рамках этой площадки инновационный бизнес получает не только финансирование, необходимое для дальнейшего развития, но и признание инвестиционным сообществом, а также профессиональную помощь и поддержку со стороны организаторов. Менеджеры проекта рассчитывают, что количество размещений на РИИ вскоре существенно возрастет и большинство российских инновационных компаний приобретут публичный статус.

По оценке Института фондового рынка и управления, в конце 2010 г. — начале 2011 г. вывести свои ценные бумаги на рынок первичных размещений готовы около семи инновационных компаний. В целом объем первичного размещения акций в следующем году может достигнуть 7—10 млрд долл., превысив в два-три раза уровень текущего года.

На ноябрь намечено IPO на ММВБ компании «Фармсинтез» из Санкт-Петербурга. Оценочная стоимость компании — 1—1,4 млрд. К продаже будет предложено до 30% нового уставного капитала компании. В ходе размещения руководство предприятия планирует привлечь от 450 до 600 млн руб. Ценовой диапазон для первичного размещения производитель инновационных препаратов предварительно определил на уровне от 20,60 до 27,70 руб. за акцию.

Первая российская биофармацевтическая компания в сфере Life Science (производство и разработка новых, оригинальных лекарственных препаратов, основанных на биологических молекулах) все деньги от размещения собирается направить на инвестиции. В планах инновационного предприятия — повышение рентабельности не ниже 40% и расширение присутствия на фармацевтических рынках ЕС и США. Решение этих задач позволит добиться стратегической цели бизнесменов — осуществить листинг на NASDAQ через три — шесть лет.

 

Mail.ru штурмует Лондон

Знаковым в 2010 г. станет IPO Mail.ru Group Ltd на Лондонской фондовой бирже, о подготовке к которому российский интернет-холдинг официально объявил 11 октября. Завершение IPO намечено на конец 2010 г., однако точная дата, как предупредили представители холдинга, будет зависеть от рыночных условий. По неофициальным данным, на IPO будет направлено 15% акций, что позволит привлечь холдингу 0,5—1,5 млн долл.

Mail.ru Group — новое название российского холдинга Digital Sky Technologies, который принадлежит предпринимателям Юрию Мильнеру и Григорию Фингеру, а также структурам Алишера Усманова (около 32%). Компания сменила название 16 сентября текущего года после того, как приобрела 99,9% акций крупнейшего портала российского сегмента Интернет Mail.ru. Кроме того, DST консолидировала 100% акций социальной сети Odnoklassniki.ru. Интернет-группе принадлежат также пакеты «ВКонтакте» (24,99%), платежной системы Qiwi (25,09%), Facebook Inc. (2,38%), игровой сети Zynga (1,47%) и Groupon Inc. (5,13%).

Международные эксперты полагают, что предстоящее IPO Mail.ru Group говорит о смене приоритетов в типах активов из России, планирующих привлечь зарубежного инвестора через IPO. В частности, в публикации газеты The Financial Times подчеркивается, что до сих пор на один из крупнейших потребительских рынков Европы выходили в основном доминирующие в Российской Федерации энергетические, сырьевые и финансовые компании.

Ренкинг эффективности посткризисных IPO российских компаний, июль 2009 г. — июль 2010 г., баллы

Эмитенты

Обеспечение
наилучших
условий
привлечения
капитала

Поведение
акций после IPO

Магнит

4,0

2,1

Институт стволовых клеток человека

3,6

4,336

Протек

3,6

4

Банк «Санкт-Петербург»

3,2

4,4

Группа «ЛСР»

3,2

0

Синергия

3,2

4,14

Русские навигационные технологии

2,8

2,64

Росинтер Ресторантс Холдинг

2,6

2,94

Диод

2,4

3,68

Русское море

2,4

1,016

Аптеки 36,6

2,2

1,4

Банк Москвы (2009)

2,0

–0,4

Банк Москвы (2010)

2,0

0,4

Кузбасская топливная компания

1,8

2,992

Трубная металлургическая компания

1,6

2,4

Источник: Фонд «Центр развития
фондового рынка»

К сведению

Кризис уменьшил IPO

В 2009 г. о завершающей стадии подготовки к IPO на 2010 г. заявляли 50 компаний. Часть из них, в том числе «Евросибэнерго», «Металлоинвест», «ПРОФМЕДИА», СУЭК и «УралХим», предпочли отменить или отложить размещение ценных бумаг из-за низкого спроса. В текущем году состоялось только 33 размещения акций, что соответствует докризисному уровню. При этом, по словам Юрия Данилова, генерального директора Центра развития фондового рынка, критерию рыночности соответствовало менее половины (15) IPO. Таким образом, объем первичных размещений, зафиксированный на отметке 2,9 млрд долл., докризисного уровня в 2010 г. не достиг.

Небольшие размещения стали одной из посткризисных тенденций, наблюдаемых не только в России. В текущем году одним из самых скромных стало IPO нью-йоркского мобильного оператора Vringo на 11 млн долл., состоявшееся в июне на NASDAQ (американская фондовая биржа, специализирующаяся на акциях высокотехнологичных компаний). Ранее китайский производитель светодиодов China Intelligent Lighting привлек 10 млн долл. на других двух фондовых биржах США — NYSE и Amex. Самым маленьким размещением 2009 г. стала продажа акций китайским производителем проводов и проволоки Lihua International на общую сумму около 9,2 млн долл.

Международные эксперты за­остряют внимание не на объеме, а на количестве размещений, производимых российскими компаниями. «В период с декабря 2009 г. по сентябрь 2010 г. только семь компаний провели публичное размещение акций. Это значительно ниже интенсивности рынка публичных размещений, например, в Бразилии, где за этот же период на бирже BOVESPA свои акции разместили 24 компании», — говорится в исследовании Standard&Poor’s.

Кроме того, аналитики Standard&Poor’s обеспокоены ценовой динамикой акций после IPO. За 60 календарных дней после размещения совокупное отставание акций семи российских компаний от динамики индекса ММВБ составляло в среднем 18,4%. Смоделированный портфель «IPO российских компаний» показал негативную абсолютную доходность на уровне 14,3% за 8,5 месяца, в то время как индексы ММВБ и РТС продемонстрировали рост 7,5 и 6,5%. По мнению экспертов, основные причины неблагоприятной ценовой динамики акций после размещения — проблемы корпоративного управления российских предприятий.