Налоговые органы не наделены полномочиями проверять документы, представляемые для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы организаций. Но, несмотря на это, они отказывают в госрегистрации, если учредительные документы заявителя оформлены с нарушением требований законодательства. Споры по этому поводу ведутся давно, но год назад законодательство, а вслед за ним и судебная практика повернулись в сторону хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, если полномочиями на внесение изменений в устав не наделен сам заявитель, в их регистрации инспекция вправе отказать.
C 1 июля 2009 г. действует норма, согласно которой регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативно-правовым актам РФ форму представленных документов (кроме заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в них сведения, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 4.1 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон о регистрации).
Несмотря на это, налоговые инспекции по-прежнему пытаются пресекать госрегистрацию недействительных, на их взгляд, изменений в учредительных документах юридических лиц. При оспаривании действий налоговиков суды единогласно признают отказ в регистрации недействительным.
Отказ не обоснован
Федеральные арбитражные суды считают, что налоговые органы не вправе отказывать в госрегистрации, полагая, что представленные заявителем документы составлены с нарушением требований действующего законодательства о хозяйственных обществах.
Приведем примеры из практики.
Суд признал недействительным отказ налоговой инспекции зарегистрировать изменения, вносимые в сведения о юридическом лице, посчитавшей, что представленный обществом протокол внеочередного общего собрания участников не соответствует Закону об ООО. Ведь в полномочия этой службы оценка протокола не входит (постановление ФАС Поволжского округа от 25.12.2009 по делу № А06-4296/2009).
В другом деле суд на том основании, что Закон о регистрации не наделяет регистрирующий орган правом проводить правовую экспертизу представленных для регистрации документов, также признал отказ инспекции незаконным. Участник общества представил в регистрирующий орган все необходимые документы, поэтому у инспекции отсутствовали законные основания для отказа в регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (постановление ФАС Центрального округа от 29.06.2010 по делу № А23-5927/09А-21-283).
В Уральском округе практику по таким делам обобщил Научно-консультативный совет при ФАС: представление заявителем для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы, решения общего собрания о внесении изменений в устав общества, принятого с существенным нарушением требований закона или иных правовых актов (с нарушением компетенции этого органа, при отсутствии кворума и т.д.), то есть даже такого решения общего собрания, которое не имеет юридической силы независимо от признания его недействительным в судебном порядке, само по себе не является основанием для признания недействительной проведенной государственной регистрации (п. 2 Рекомендаций от 19.08.2010).
Таким образом, арбитры не признают за налоговыми органами право проводить правовую экспертизу документов, представленных для государственной регистрации.
Отсутствие полномочий влечет неминуемый отказ
Иная ситуация, когда речь идет о полномочиях заявителя.
Так, если инспекция располагает достоверными сведениями о том, что заявитель утратил свои полномочия, она вправе отказать в регистрации изменений.
Это наглядно иллюстрирует дело, в котором до момента подачи директором ООО заявления инспекция, получив подтверждающие документы, уже знала о прекращении его полномочий решением единственного участника общества.
Таким образом, отказав в регистрации на основании недостоверности представленных документов, инспекция не вышла за пределы своих полномочий (постановление ФАС Центрального округа от 10.08.2010 по делу № А62-8647/2009).
К сведению
Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном п. 2 ст. 20 или п. 4 ст. 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона.