Что делать, если, по мнению кредитора, оценщик занизил стоимость реализованного в ходе конкурсного производства имущества должника? Можно ли оспорить результаты торгов? На этот вопрос ответил ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 03.09.2010 по делу № А27-7310/2009.
В отношении должника конкурсное производство было завершено из-за отсутствия у него имущества, достаточного для соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Однако один из его кредиторов, до которого очередь так и не дошла, не согласился с этим и обратился в суд с просьбой отменить судебные акты о завершении конкурсного производства. Он указал на нарушение судами требования п. 6 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», поскольку собрание кредиторов не утверждало первоначальную продажную цену имущества должника.
Кредитор посчитал, что конкурсный управляющий допустил использование недостоверного отчета независимого оценщика в конкурсном производстве, что привело к реализации имущества должника по цене в несколько раз ниже рыночной стоимости.
Суд кредитора не поддержал.
Исходя из буквального толкования п. 6 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ начальная цена продажи предприятия определяется в порядке, установленном данным законом, решением собрания кредиторов или комитета кредиторов на основании рыночной стоимости этого предприятия, установленной в соответствии с отчетом оценщика, привлеченного внешним управляющим и действующего на основании договора.
Суд установил, что решением собрания кредиторов должника было утверждено положение о порядке продажи недвижимости, а также начальная продажная цена этого имущества. До проведения торгов данное решение собрания кредиторов, как и отчет оценщика, никем не оспаривалось.
Кроме того, суд отметил, что отчет об оценке в процедуре конкурсного производства не является обязательным для лиц, участвующих в деле о банкротстве, и окончательное решение принимает собрание кредиторов должника.
Таким образом, нарушения оценщика при составлении отчета не влекут гражданско-правовых последствий в виде признания торгов и сделок недействительными.