День «Крещенья-Богоявленья» «святки кончает, над гулянками крест ставит». Канун Крещения зовется сочельником по названию главного кушания этого дня — сочива. День этот строго постный, и верный христианскому преданию человек не принимает пищи до «первой звезды». После вечерней службы несет он домой из храма святую воду и считает ее целебной от всяких болезней…
Но не всяк этот день проводил в посте и молитве. Для многих Крещенский сочельник был излюбленным временем гаданий. Вечер под Крещение заставлял красных девиц вспомнить о своей судьбе. И выходили они «кликать суженых». И верили — попадется навстречу молодой парень — быть добру, старик — ждать худа.
У стариков со старухами тем временем была своя забота. Ставили они мелом на дверях, на оконных рамах знаки креста, чтобы оградить свое жилье от лукавого. Ходит-гуляет в этот вечер нечистая сила, оборотнем прикидывается, в избу попасть норовит. И одна защита против нее — крест Господень.
Люди бывалые сыпали еще на печную загнетку собранный в крещенский вечер снег. Собирали его за околицей, в поле. Сыпали его и в колодец, чтоб «вода была в изобилии и не портилась». Верили, что у тех, кто так сделает, хоть все лето не будь капли дождя, — колодец будет полным.
В сам день Крещения на реке делали прорубь — Иордань, рядом с которой устраивали иконостас изо льда. После службы все шли к реке для Великого освящения.
И много тогда находилось охотников окунуться в Иордани. Обязательно должны были выкупаться те, кто «рядился на святках». Купались и давшие обет по случаю выздоровления.
Освященную воду уносили домой, сбрызгивали ею скотину, давали пить детям. Запасы крещенской воды хранили в течение года, используя для лечения. Пекли на ней «святой хлеб», который добавляли в корм скоту, использовали для освящения колодцев.
Растаявшую из крещенского снега воду хранили особо в кувшинах — на случай болезни. Верили и в то, что если спрыснуть «снеговой водой» холстину, то это так выбелит ее, как не сделают ни солнце, ни зола. Советовали подбавлять крещенского снегу и в корм лошадям, чтоб «не зябки были», давали и курам, чтоб «занашивались пораньше». Умывались снеговой водой поутру в день Крещения, чтоб «без белила белыми быть».
Примечали по крещенскому снегу и о погоде, и об урожае: «Снегу под Крещенье надует — хлеба прибудет!» Если вечером под Крещение ярким светом блестит на небе звездная россыпь, хорошо
в этом году овцы будут ягниться: «Ярки крещенские звезды породят белые ярки (овечки)!» «В крещенский полдень синие облака — к урожайному году!» «На Крещенье день теплый — хлеб будет темный!»
В «Крещенье-Богоявленье», по народной молве, исстари веков свершалось «диво-дивное»: отверзались над Иорданью небеса и сходил с них в воду Христос.
Староверы-беспоповцы ждали этого чуда в полночь на день Богоявления. В темноте, с зажженными свечами спускались они на реку, садились возле проруби и с нетерпеньем смотрели на воду.
Как только ее поверхность вздрагивала, все сразу же бросались к проруби и набирали в посуду святую воду...
С праздником Крещения были связаны и поверья о судьбе человека. Так, к примеру, считалось, что если кто крещен в этот день, быть ему счастливым всю жизнь.
А если устроить на Крещение свадьбу, то вся жизнь новобрачных пройдет в мире и согласии.
У молодежи в день Крещения были свои обычаи. После освящения воды юноши и девушки ходили по домам с голубем, сделанным из дерева и бумаги, пели крещенский тропарь, получая за это угощение. А после с криком и шумом как можно быстрее носились по улицам верхом на лошадях, считая, что чем веселее проведут они этот день, тем радостней и успешней будет весь год.