Государственная дума приняла в первом чтении проект федерального бюджета на 2011 и плановый период 2012—2013 гг., внесенный 30 сентября. По мнению экспертов, предусмотренная документом поддержка социальных расходов при отсутствии наращивания инвестиционных затрат свидетельствует о приоритете социальной стабильности, а не развития, что в долгосрочной перспективе не соответствует курсу на модернизацию страны.
Cогласно проекту доходы в 2011 г. составят 8,8 трлн руб., расходы — 10,6 трлн руб., в 2012 г. доходы — 9,5 трлн руб., расходы — 11,2 трлн руб, в 2013-м доходы — 10,4 трлн руб., расходы — 12,2 трлн руб.
Дефицит, покрываемый преимущественно за счет государственных заимствований, будет последовательно снижаться с 3,6% ВВП в 2011 г. до 2,9% ВВП в 2013-м (сейчас он составляет 5,7%). Прогнозируется также снижение уровня инфляции: с 6,5 % в 2011 г. до 5,5% в 2013-м.
Как полагают участники экономического клуба компании ФБК, прогнозы правительства далеки от реального положения дел в стране. Дело в том, что проект бюджета основан на том, что предельный уровень инфляции составит 6,5%, в то время как, по мнению экспертов, этот показатель может вырасти до 9—10%.
О нарастании экономических рисков свидетельствуют и слишком завышенные социальные обязательства. Согласно документу расходы на социальную политику в 2011 г. сократятся на 11,3% по сравнению с текущим годом. Однако в пояснительной записке уточняется, что снижение обусловлено в первую очередь ростом тарифов страховых взносов, позволяющих снизить дефициты фондов пенсионного, медицинского и социального страхования. То есть социальные обязательства государства не сокращаются, а будут финансироваться путем увеличения налоговой нагрузки на бизнес.
По мнению экспертов, это не способствует росту экономики и реализации инвестиционных целей. К слову, трехлетний план правительства предусматривает снижение инвестиционных расходов. Так, в 2011 г. на эти цели будет направлено 551,8 млрд руб., в 2012 г. — 457,6 млрд, в 2013 г. — 419,7 млрд руб.