Подготовленный Министерством транспорта РФ законопроект о замене лицензирования водных перевозчиков обязательным страхованием ответственности, который недавно был принят в первом чтении Госдумой, вызвал критику как со стороны страховщиков и морских юристов, так и со стороны судовладельцев. Несмотря на то что разработчики преследовали благие намерения — снизить бюрократическую нагрузку на бизнес, представители самого бизнеса считают, что результат будет обратным.
В свое время судовладельцы приветствовали Указ Президента РФ от 15.05.2008 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Однако, как выяснилось впоследствии, указ в конечном счете послужил поводом для того, чтобы разрушить систему упрощенного порядка лицензирования водных перевозчиков в сочетании с добровольным заключением договора гражданской ответственности, которая полностью устраивала судовладельцев, если верить заместителю управляющего партнера АБ «Юринфлот» Вадиму Ермолаеву. «Зачем надо реформировать то, что и так хорошо работает?» — удивляются участники рынка.
Выступая 15 октября на круглом столе по проблемам морского страхования, В. Ермолаев отметил: «Не были выявлены факты какого-либо существенного ухудшения качества перевозки грузов морем, которые бы свидетельствовали о срочной необходимости введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика. На наш взгляд, проект федерального закона содержит грубые ошибки и наряду с этим множество несоответствий международным конвенциям, в которых участвует Российская Федерация».
Мнение юриста о неприемлемости предложенного документа разделили и представители страховых компаний. «Законопроект противоречив даже внутри себя, включая терминологию. Есть слова о создании фонда, но не объяснено, какого и как. Не решен вопрос с франшизой (не установлена ее верхняя граница) — что, если страховщики начнут предлагать полисы с франшизой в миллион долларов США, что сведет смысл обязательного страхования к нулю? Нет точного списка рисков», — сказала начальник отдела страхования ответственности судовладельцев Ольга Лазовская.
В результате бурных обсуждений на круглом столе было принято решение обратиться от лица страховщиков и судовладельцев с письмом к правительству и высказать претензии к предложенному законопроекту. Как отметили представители страхового рынка, вопреки обычному мнению о плюсах обязательного страхования для страховых компаний предложенный вариант закона о замене лицензирования судовладельцев обязательным страхованием ответственности страховщикам невыгоден. Так, начальник Управления транспортного страхования СК «Согласие» Сергей Деревянкин указал на п. 3 ст. 28 законопроекта, в котором говорится, что в случае отсутствия (неизвестности) лица, ответственного за ущерб, ущерб окружающей среде будет возмещен за счет страховщика. «Отвечать за абсолютно любой ущерб окружающей среде — нонсенс», — считает С. Деревянкин. А заместитель генерального директора ОСАО «Ингосстрах» Николай Галушин в свою очередь выразил недовольство тем, что «введением этого закона государство пытается навязать страховщикам немного надзорных функций». По его словам, страховые компании не смогли бы на такое пойти, даже если бы захотели, поскольку в их руках не будет инструментов для выполнения подобной задачи. «Если несколько крупных компаний откажутся страховать какого-нибудь „плохого клиента“, этот риск все равно будет застрахован мелким страховщиком», — напомнил о реалиях российского страхового рынка Н. Галушин. Сговориться же всем рынком против «плохого клиента» не даст Федеральная антимонопольная служба.
«Судовладельцы думают, что все придумано страховщиками, а на самом деле этот законопроект загоняет страховщиков в темный угол. Есть много неприятных моментов коммерческого характера — отчисления в резервы, отчисления в перестрахование... Остается вопрос, кто и как будет определять тарифы», — сказала О. Лазовская.
Уровень доверия к законотворчеству разработчиков от Минтранса в среде страховых юристов невысок. Морские перевозки имеют свою специфику — суда заходят в порты по всему миру, поэтому российское законодательство должно быть увязано с международным. С 1 января 2012 г. согласно директиве ЕС от 23. 04.2009 все европейские государства должны будут принять и ввести в действие единое законодательство по страхованию ответственности судовладельцев крупных судов. Недавно стало известно, что одним из первых государств, которое примет новое законодательство в соответствии с этой директивой, станет Дания. Страховщики предлагают отечественным законодателям не бежать впереди паровоза, а воспользоваться связями с Международной группой клубов взаимного страхования, при первой же возможности получить датский законопроект, проанализировать его и на основании этого сделать предложение по внесению изменений в российские законы.
Показатели российских страховщиков по страхованию судов и ответственности судовладельцев за I квартал 2010 г., тыс. руб.
Наименование |
Премии, каско +
|
Каско |
Ответственность | ||
премии |
выплаты |
премии |
выплаты | ||
Всего по рынку |
1 874 020 |
1 318 155 |
445 499 |
555 865 |
162 045 |
Ингосстрах |
497 023 |
211 147 |
139 037 |
285 876 |
120 543 |
Северное страховое общество |
240 959 |
239 704 |
2358 |
1255 |
0 |
Военно-страховая компания |
190 296 |
146 527 |
72 862 |
43 769 |
6661 |
Ресо-гарантия |
175 694 |
175 694 |
19 084 |
0 |
1722 |
Капитал страхование |
122 282 |
85 145 |
13 068 |
37 137 |
0 |
Согаз |
98 671 |
89 828 |
34 724 |
8843 |
0 |
Росгосстрах |
87 262 |
37 896 |
24 227 |
49 366 |
5308 |
Ростра |
79 579 |
40 187 |
0 |
39 392 |
0 |
АльфаСтрахование |
61 080 |
43 555 |
10 835 |
17 525 |
1831 |
ВТБ страхование |
52 890 |
52 890 |
463 |
0 |
0 |
Прогресс-гарант |
40 599 |
20 906 |
5 603 |
19 693 |
41 |
Согласие |
31 955 |
15 632 |
2865 |
16 323 |
3096 |
Русский страховой центр |
25 309 |
18 761 |
2637 |
6548 |
495 |
Группа «Ренессанс Страхование» |
24 744 |
23 387 |
41 558 |
1357 |
463 |
Альянс |
24 269 |
24 269 |
114 |
0 |
0 |
РОСНО |
14 663 |
14 309 |
977 |
354 |
1773 |
Инвестфлот |
14 089 |
3 170 |
24 |
10 919 |
503 |
Югория |
12 640 |
11 378 |
30 557 |
1262 |
14 269 |
Инногарант |
9833 |
6148 |
24 054 |
3685 |
0 |
Уралсиб |
9 824 |
6201 |
1505 |
3623 |
0 |
Источники: ССН, Прайм-ТАСС