Говорят, в США некоторые споры разрешаются с помощью компьютеров. Стороны заполняют опросник, имеющийся в памяти ЭВМ, и через секунду машина объявляет, кто прав, а кто виноват.
С нашим законодательством можно надеяться только на живых судей. Только они, подходя к судопроизводству творчески, могут выдать решение, которое опирается на дух закона, а не на его букву, так как в законе таких букв просто нет. Поэтому мы выбрали те дела, в которых обозначились проблемы, требующие иногда даже корректировки законов, а судьи, разрешая их, проявили не только недюжинный ум, но и оригинальность мышления.
Камеральные проверки
Реалии жизни подсказали руководству налоговых органов, что эффективность выездных налоговых проверок зачастую намного меньше, чем камеральных. Вот и стали они делать упор именно на последних. Однако законодатель, более-менее подробно прописав в НК РФ механизм проведения выездных налоговых проверок, про камеральные упомянул лишь вскользь. Вот и обозначилась проблема, которая связана с предъявлением налогоплательщиками копий первичных документов. Копии каких именно документов необходимо представить, Налоговый кодекс не уточняет. Вот налогоплательщик и получает команду нести все и сразу.
Поскольку изготовление копий большого количества документов требует времени, сил и денег, некоторые налогоплательщики стали обращаться в суд за защитой от непомерных требований налоговиков.
Так, ФАС Северо-Западного округа, изучив ст. 23, 54, 88 НК РФ, выяснил, что цель камеральной проверки — проверка правильности заполнения налоговых форм, соответствия данных налоговых деклараций регистрам бухгалтерского учета. Именно они являются предметом камеральной проверки, а не первичные документы, которые проверяются в ходе выездных налоговых проверок.
К тому же если камеральной проверкой налоговых деклараций и документов не выявлено никаких противоречий, то правовых оснований для истребования первичных документов у налоговой не имеется. Истребование всех первичных документов означает превращение камеральных проверок в выездные. Такая подмена приводит к несоблюдению гарантий, установленных НК РФ для налогоплательщиков, связанных с процедурой проведения выездной проверки. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.07.2004 № А66-9798-03)
О дате создания обособленного подразделения
Не позднее одного месяца после создания рабочих мест организацией в ИМНС должно быть подано заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ).
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа с организации в размере пяти тысяч рублей (п. 1 ст. 116 НК РФ). Если срок пропущен более чем на 90 дней, то штраф составит уже 10 тысяч рублей (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Немало копий сломано в арбитражных судах по поводу того, что считать датой образования обособленного подразделения. Поскольку законодатель этого конкретно не определил, налоговикам приходится изощряться, чтобы оштрафовать неторопливого налогоплательщика. Однако творческий подход фискалов в этом деле судам не нравится, поэтому неуплата штрафа, предусмотренного ст. 116 НК РФ для налогоплательщика, в 2004 году стала делом обычным.
Отсчет одного месяца не идет с начала действия договора аренды. Не идет он и с момента завоза в помещение оборудования. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22.03.2004 № Ф04/1369-190/А70-2004, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.08.2003 № А21-2902/03-С1, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.09.2003 № А05-2502/03-141/26)
Факсимиле на счете-фактуре
Некоторые руководители и главные бухгалтеры организаций подписывают в день тысячи документов. Чтобы хоть как-то снизить трудозатраты, на документах они ставят факсимильное воспроизведение своих подписей.
Однако в некоторых налоговых инспекциях считают, что по счетам-фактурам с факсимильными подписями принимать к вычету НДС нельзя.
ФАС Дальневосточного округа указал, что факсимильное воспроизведение подписи согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ является аналогом собственноручной подписи, поэтому счета-фактуры с такими подписями являются надлежащим образом оформленными документами, на основании которых вычет по НДС принят быть должен. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28.05.2004 № Ф03-А16/04-2/1111)
Ну очень глубокое исследование!
На первый взгляд небольшое по суммам дело обозначило
очень непростую проблему взаимоотношений с проверяющими по поводу изъятия товара у проверяемых. Еще куда ни шло, когда, например, выявляются нарушения, товар признается непригодным к употреблению, после чего он уничтожается. Но бывает, что уничтожается товар абсолютно нормальный.
Так, инспектором ОБПСПР в присутствии понятых был составлен акт контрольной закупки в магазине одной бутылки коньяка с признаками подделки региональной марки и изъято еще четыре бутылки коньяка.
Все изъятое было направлено для исследования в экспертно-криминалистический центр, а в отношении владельца магазина было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Однако исследование показало, что содержимое в бутылках коньяка соответствует требованиям ГОСТа и данным, указанным на этикетках, и что региональные марки подлинные. В справке об исследовании было также указано, что проанализированные жидкости были целиком израсходованы в процессе исследования.
Считая, что действия должностных лиц милиции являются неправомерными и ими причинен вред, предприниматель обратился в арбитражный суд с иском к МВД РФ и УВД автономного округа о взыскании ущерба в сумме 16 052 руб., в том числе 6052 руб. убытков и 10 000 руб. морального вреда.
Суды всех трех инстанций отказали предпринимателю в удовлетворении требований.
Решение мотивировано тем, что предприниматель не конкретизировал действия (бездействие) государственного органа, которые, по его мнению, являются неправомерными, не представил суду доказательств, свидетельствующих о признании их в установленном порядке неправомерными, и не представил суду доказательств размера понесенных расходов в связи с оплатой услуг адвоката.
Предъявляя требование о взыскании убытков, предприниматель должен был доказать факт совершения неправомерных действий, наличие причинной связи между допущенными неправомерными действиями и возникшими убытками и размер истребуемых убытков. Предприниматель не указал, в чем заключаются нравственные страдания и подрыв деловой репутации, и не представил соответствующих доказательств. Поэтому ему было отказано и в удовлетворении требования о компенсации морального вреда. После прочтения данного дела остается надеяться, что инспектор ОБПСПР к предпринимателю с такими проверками ходит не каждый день. (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 08.07.2004 № Ф04/3218-443/А75-2004)
Рекламная акция
Как говорится, для достижения цели иногда все средства хороши. Особенно если надо привлечь покупателя. Если при этом реклама неэтична, то организацию могут за это оштрафовать. Но зачастую штраф с лихвой покрывается теми доходами, которые приносят новые клиенты. Чтобы отделаться минимальными потерями, надо только учесть отдельные особенности КоАП РФ.
Так, например, пейджинговая компания разместила рекламу на шести телеканалах, трех радиостанциях, в печатных изданиях и на рекламных щитах, которую ТУ МАП определило как неэтичную. По его мнению, каждый факт распространения ненадлежащей рекламы образует самостоятельный состав правонарушения, поэтому привлек пейджинговую компанию к нескольким штрафам за каждый факт распространения ненадлежащей рекламы.
ФАС не согласился с позицией ТУ МАП, так как согласно ч. 2 ст. 4.4 КоАП РФ лицо, совершившее несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом, должностным лицом, наказывается в пределах только одной санкции.
Несмотря на то что реклама распространялась в разное время, из постановлений по делам об административных правонарушениях видно, что рассмотрение дел состоялось одним и тем же административным органом в один день.
За распространение неэтичной рекламы в разное время и разными способами компания оштрафована только один раз на 40 000 руб. (Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.04.2004 № А33-17182/03-С6-Ф02-1276/04-С1)
О пользе милосердия
Продавцом было совершено нарушение старое как мир: не был пробит чек ККМ за отпущенную покупателю пачку сигарет. Налоговые инспекторы составили протокол, на основании которого ИМНС РФ привлекла ООО к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ и взысканию штрафа в размере 30 000 руб. за реализацию пачки сигарет по цене 8 руб. без применения ККТ.
Можно было, конечно, давить на жалость, прося суд посчитать данное правонарушение малозначительным, но в деревне Взгляды, где находится магазин, решили в суде рассказать всю правду.
А правда состояла в том, что у покупателя не было даже 8 рублей, поэтому пачка сигарет ему была дана в долг.
Это подтвердила в письменном объяснении продавец магазина. Кроме того, актом проверки наличных денежных средств была подтверждена недостача денег в кассе.
По правилам ч. 4 ст. 210 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Поскольку налоговой инспекцией не доказан факт расчета наличными деньгами и продажи товара без применения контрольно-кассовой техники, в иске
ИМНС РФ было отказано. Суд кассационной инстанции оставил решение суда в силе. (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.11.2004 № А44-4008/04-С9-А)