Мир ангельский, созданный еще прежде мира видимого, был наделен величайшими дарами, в том числе и свободой воли. Злоупотребив ею, ангелы могли впасть в грех, что и произошло с одним из высших из них — Денницей, по гордости восстававшим против своего Творца. Треть ангелов присоединилась к нему, и мир духовный поколебался. Архангел Михаил, собрав все непоколебленные чины и воинства ангельские, твердо выступил тогда в защиту Единого Бога. «И произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом или сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 7—9).
«Кто как Бог» — переводится с еврейского имя Михаил. В христианской традиции принято толковать имя архангела Михаила в смысле «кто подобен Богу?», «никто, как Бог!», то есть в значении, прямо вытекающем из восстания архангела Михаила против дерзнувшего «вознести престол свой выше звезд Божиих» князя тьмы. Чтобы выступить против сатаны, грозного, соблазняющего и искушающего, нужно было быть не только верным служителем Господа, но и обладать необыкновенной духовной силой. За свой беспримерный подвиг архангел Михаил был поставлен Богом архистратигом, главою святого небесного воинства. Почему и изображается он в воинственном виде, с копьем или пламенным мечом в руке, попирающим змея. Кресты на щите, одежде или копье его означают, что борьба с князем тьмы ведется архангелом Михаилом во имя Господа Бога. Особая сфера (зерцало), изображаемая на иконах, символизирует дар предвидения, которым был наделен архангел Михаил Богом.
Будучи «вождем и чиноначальником» ангелов («посланников»), архангел Михаил посылается на землю не для того, чтобы принести людям весть, но для того, чтобы явить силу и всемогущество Господа. По мнению отцов Церкви, именно он был херувимом, поставленным для охраны райских ворот после изгнания Адама (Быт. 3, 24); именно он предводительствовал израильтянам во время исхода их из Египта (Исх. 23, 20—21); именно он встал на пути восседающего на ослице Валаама, призванного царем моавитян, чтобы проклясть народ Израиля (Числ. 22, 22); именно он в одну ночь поразил 185-тысячную ассирийскую армию, подступившую к Иерусалиму (4 Цар. 19, 35)…
В ранние, дохристианские времена архангел Михаил представал хранителем народа израильского. В новые — он признается заступником всех христиан, спасителем их и путеводителем. Крепостью Божию обходит архангел Михаил землю, «от лютых изымая» с верой прибегающих «под кров крыл его». В минуты опасности, при защите городов и крепостей, в кровавых, жестоких битвах, заступничества Богородицы за русский народ всегда осуществлялись с явлением ангельского воинства под водительством архистратига Михаила, и не было на Руси города, где не существовало бы посвященных ему монастырей, храмов или приделов. В Москве, в Кремле посвятили ему один из главнейших русских соборов — Архангельский, бывший до конца ХVIII в. усыпальницей великих князей и царей.
Архангел Михаил — один из щитодержателей на гербе Российской империи; он покровитель Киева, Сочи, Архангельска, всего Русского Севера; предводитель русского воинства, защитник православия и всей русской государственности. Накануне тяжелых сражений за помощью к нему обращались все русские князья. Его изображения помещались на княжеских гербах, шлемах, знаменах и печатях. Ему молились при венчании на царство, при крещении наследников, об исцелении в болезнях.
Во многих местах Малой Азии существуют целебные источники, посвященные святому Михаилу. Наиболее известен из них тот, что находился во Фригии, недалеко от города Иераполя. Явившись во сне отцу немой девицы, язычнику, архангел Михаил открыл ему, что девица заговорит, испив воды из источника. Она действительно получила таким образом исцеление, после чего все семейство язычника крестилось. Усердием благодарного отца у источника был воздвигнут и храм в честь Архистратига Михаила, в котором потом и многие другие обратились к Христу. Некоторые же из поклонявшихся идолам продолжали упорствовать в заблуждении и даже задумали погубить храм. Соединив в одно русло две горные реки, они направили их воды на храм. Служивший в храме благочестивый человек, именем Архипп, взмолился тогда архангелу Михаилу, и тот, явившись, ударом жезла открыл в горе широкую расселину, в которую и устремились бурлящие воды. Увидев такое дивное чудо, язычники бежали, а святой Архипп и собравшиеся в храме верующие возблагодарили Господа и архангела Михаила за великую помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина». Чудо Архангела Михаила в Хонех празднуется 6/19 сентября.
Не только об исцелении молятся архангелу Михаилу, но и у смертного одра. Традиция приписывает ему не только победу над сатаной, но и важнейшую роль на Страшном суде, на который призовет он души умерших трубным гласом. Начиная еще с XII в. в сценах Страшного суда стали изображать архангела Михаила с весами, чашу с грехами которых пытается перевесить дьявол. В апокрифическом «Евангелии от Никодима» говорится, что после сошествия в ад Господь вверил ему томившиеся души праведников, чтобы отвести их в рай…
Праздник Собора архангела Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, в просторечии именуемый Михайловым днем, празднуется не только в честь архистратига Михаила, но и в честь всех святых ангелов. Обитают они в мире невидимом у престола Всевышнего и разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую, каждую из которых составляют три чина.
В высшую иерархию входят Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят огнеобразные, пламенеющие любовью к Господу, славящие Его шестикрылатые Серафимы. После них — многоочитые Херувимы, через которых ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами предстоят Престолы, служащие правосудию Божию, помогающие царям и владыкам производить праведный суд.
В среднюю иерархию входят чины Господства, Силы и Власти.
Господства наставляют земных властителей мудрому управлению, учат владеть чувствами и укрощать греховные вожделения.
Силы исполняют волю Всевышнего, творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим, укрепляют в терпении, подают духовную крепость и мужество для преодоления испытаний.
Власти оберегают подвижников, борющихся со страстями и похотями, помогают отгонять злые помыслы, подают благодать укрощать силу диавола.
В низшей иерархии чины: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала управляют вселенной, охраняют народы и племена, возводят достойных на важные должности, учат начальствующих служить не ради личной славы и выгод, но ради славы Божией и пользы ближних.
Архангелы благовествуют, открывают тайны веры, пророчеств и воли Божией.
Ангелы возвещают меньшие тайны и намерения Божии, наставляют людей к добродетельной жизни, удерживают верующих от греховных падений, никогда их, даже в грехе, не оставляя…