Продажа алкоголя без документов наказуема

| статьи | печать

Торговля алкоголем находится под пристальным вниманием налоговиков. Зачастую налоговые инспекции «раздают» штрафы направо и налево, не вникая в причины нарушений торговцами правил розничной продажи зеленого змия, установленных Федеральным законом от 22.11.95 № 171-ФЗ и Правилами розничной продажи отдельных видов товаров. В основном претензии связаны с отсутствием или ненадлежащим оформлением документов, обязательных только при розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Помимо общераспространенных документов, которые должны быть у любой организации, занимающейся розничной продажей продовольственных и непродовольственных товаров, организация розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукции обязана иметь:

  • товарно-транспортную накладную (ТТН);
  • справку, прилагаемую к ТТН (для продукции, произведенной на территории РФ);
  • справку, прилагаемую к грузовой таможенной декларации (для импортированной продукции);
  • уведомление (для этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).


В пункте 2 ст. 10.2 Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее — Закон № 171-ФЗ) сказано, что при полном или частичном отсутствии названных документов продажа алкогольной и спиртосодержащей продукции считается незаконной. Организацию могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ.

Попасть под действие данной статьи можно и в случае ненадлежащего оформления указанных документов.

Как правило, трения с налоговым органом возникают в отношении оформления ТТН, справок к ТТН и грузовой таможенной декларации. Претензий к оформлению уведомления, подтверждающего поставку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции, у налоговиков пока нет, поскольку его форма и порядок заполнения, утвержденные приказом Росалкогольрегулирования от 29.03.2010 № 25н, вступили в силу совсем недавно — 25 сентября 2010 г.

Справки к ТТН и грузовой таможенной декларации

Форма справки к ТТН и правила ее заполнения утверждены постановлением Правительства РФ 31.12.2005 № 864.Справку заполняет последний собственник (производитель, поставщик) спиртосодержащей и алкогольной продукции в соответствии с данными ТТН. Он заполняет разделы А и Б справки (за исключением фамилии, имени, отчества и должности уполномоченного лица покупателя), а подписывает и заверяет печатью только раздел А и левую часть раздела Б.

Правая часть раздела Б подписывается и заверяется печатью покупателя (организации розничной торговли).

Справка к грузовой таможенной декларации составляется по форме и правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 № 872. Она заполняется на товары одного наименования, содержащиеся в одной товарной партии, помещаемые под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления или таможенный режим свободной таможенной зоны, применяемый на территории особых экономических зон в Калининградской и Магаданской областях.

Раздел А заполняет декларант (юридическое или физическое лицо, декларирующее товар) или по его поручению таможенный брокер. Они же несут ответственность за достоверность сведений. Раздел Б полностью заполняется последним собственником и покупателем и заверяется их печатями.

При оформлении справок все записи, подписи и печати должны быть четкими.

Незаполнение одной из позиций справки, например отсутствие подписи и печати покупателя (организации розничной торговли), налоговые органы нередко квалифицируют как нелегальную реализацию продукции. Однако этот вопрос был разрешен на уровне судов.

До февраля 2008 г. арбитражные суды считали, что отсутствие в правой части раздела Б справки к ТТН печати организации розничной торговли является реализацией без надлежаще оформленных товаротранспортных документов и наказывается в порядке ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 № Ф03-А73/08-2/2427 и Северо-Западного округа от 21.05.2007 по делу № А13-11758/2006-27).

Президиум ВАС РФ в постановлении от 19.02.2008 № 13646/07 разъяснил положения ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ в отношении справок к ТТН. Высшие арбитры полагают, что один лишь факт ненадлежащего оформления правой части раздела Б справки к ТТН (отсутствие сведений об уполномоченном лице и печати покупателя) не свидетельствует о нелегальности оборота алкогольной продукции и не образует состава административного правонарушения, если справка находилась у организации розничной торговли в момент реализации алкогольной продукции.

Предусмотренная ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ ответственность наступает при отсутствии справки к ТТН, а не при ее ненадлежащем оформлении (постановления от 19.02.2008 № 13646/07 и от 17.02.2009 № 9506). Эту позицию Президиума ВАС РФ арбитражные суды кассационных инстанций применяют и к справкам к грузовой таможенной декларации (см., например, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2008 № А33-2600/08-Ф02-3319/08, Западно-Сибирского округа от 15.05.2009 № Ф04-2885/2009(6259-А67-43), Московского округа от 21.04.2008 № КА-А41/2989-08 и от 05.05.2009 № КА-А41/3614-09, Дальневосточного округа от 16.07.2009 № Ф03-3336/2009).

К сведению

Организация розничной торговли должна иметь сертификат или декларацию о соответствии, копию сертификата (заверенную держателем оригинала, нотариусом или органом, выдавшим сертификат), товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем (поставщиком) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Товарно-транспортная накладная

ТТН на перевозку груза автомобильным транспортом (форма 1-Т) предназначена для учета движения легальной алкогольной продукции и расчетов за ее перевозки. ТТН составляет грузоотправитель (производитель) по форме, утвержденной постановлением Госкомстата России от 28.11.97 № 78, для каждого грузополучателя (организации розничной торговли) с обязательным заполнением всех реквизитов как товарного, так и транспортного разделов.

Требование об обязательном заполнении всех реквизитов ТТН, а также порядок ее оформления установлены Инструкцией Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7 и Министерства автомобильного транспорта РСФСР № 10/998 от 30.11.83 «О порядке расчетов за перевозки автомобильным транспортом».

В пункте 20 раздела IV Инструкции сказано, что лицо, уполномоченное от имени грузополучателя (организации розничной торговли) получить товар, в строке «Принял» записывает должность, фамилию, имя, отчество, ставит свою подпись и штамп грузополучателя.

В отличие от справки отсутствие в ТТН сведений о лице, принявшем товар, и печати грузополучателя свидетельствует о нелегальности продажи алкогольной продукции и влечет ответственность по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (постановления ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2008 № Ф03-А73/08-2/2427 и от 19.09.2007 № Ф03-А51/07-2/3782).

Вместе с тем незаполнение других позиций ТТН, например отсутствие в транспортном разделе ТТН реквизитов путевого листа на грузовой автомобиль, подписи водителя и записей, удостоверяющих количество мест принятого груза, не всегда означает нелегальность продажи алкоголя.

Так, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 11.06.2009 по делу № А29-591/2008 отметил, что подобные недостатки не свидетельствуют о нахождении продукции в нелегальном обороте.

Документы должны быть в магазине

Организация розничной торговли обязана по требованию покупателя информировать его о соответствии алкогольной продукции требованиям путем ознакомления с товаросопроводительными документами на продукцию. Об этом сказано в п. 12 и 139 Правил розничной продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.98 № 55.

Из приведенных норм следует, что документы на алкогольную продукцию должны находиться непосредственно в магазине или торговой точке, где продается алкогольная продукция, и представляться покупателю по первому требованию.

Если у организации несколько точек розничной продажи, копии документов должны быть в каждой.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 15.10.2009 по делу № А81-4732/2008, Дальневосточного округа от 12.11.2009 № Ф03-3974/2009, Восточно-Сибирского округа от 15.07.2009 по делу № А74-81/09).

Документы должны быть в магазине постоянно на случай прихода налоговых органов с проверкой на предмет соблюдения правил оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Если документов нет, вероятность избежать ответственности невелика. В любом случае продавца могут привлечь к административной ответственности по ст. 14.16 КоАП РФ: если документов нет в принципе — по ч. 2, если они есть и представлены после проверки — по ч. 3, в которой установлена ответственность за нарушение иных правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией, не указанных в ч. 2 данной нормы (постановления Президиума ВАС РФ от 19.02.2008 № 13646/07, ФАС Московского округа от 30.06.2010 № КА-А41/6414-10 и от 16.07.2009 № КА-А41/6243-09, Западно-Сибирского округа от 16.06.2010 по делу № А75-2496/2010, от 27.11.2008 № Ф04-7344/2008(16702-А67-31)).

Спасти организацию от привлечения к ответственности может неправильная квалификация налоговым органом правонарушения. Например, вместо ч. 2 применена ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, как в деле, рассмотренном ФАС Восточно-Сибирского округа (постановление от 11.02.2010 по делу № А19-13403/09).

Освободить от ответственности может и суд, если посчитает совершенное правонарушение малозначительным. Это его право, а не обязанность (ст. 2.9 КоАП РФ и п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях»).

Важно

С 23 июля 2010 г. постановлением от 16.07.2010 № 444 Правительство РФ внесло изменения в раздел А справки к ТТН. В него добавлена новая позиция «Номер и дата подтверждения фиксации информации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», которую предприятие заполняет самостоятельно.