Президент РФ призвал телевидение и СМИ талдычить1, что реализация мероприятий по энергосбережению снизит коммунальную нагрузку на кошельки россиян.
Осмелимся ослушаться, ибо даже рванувший в жилищно-коммунальный комплекс бизнес сомневается в этом. А жизнь такова, что население который год подряд после всеобщих новогодних каникул получает потяжелевшие квитанции на оплату коммунальных услуг и содержание жилья.
Мы не одни такие смелые. Правительство страны, например, из 37 подзаконных актов, предусмотренных принятым год назад Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ, не утвердило еще 15 нормативно-правовых документов.
До сих пор нет Правил определения нормативов потребления энергетических ресурсов, не внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг гражданам в части расчетных способов определения объемов потребления энергетических ресурсов, применяемых при отсутствии приборов учета.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ до 1 августа 2010 г. субъекты Федерации и муниципальные образования должны были разработать свои энергосберегающие программы.
Между тем методики расчета целевых показателей, как и сами эти ориентиры, появились с большим опозданием. Только летом региональные и местные власти смогли приступить к проведению конкурсов на разработку программ в области энергосбережения. А такие работы проводятся на основе энергетического обследования, и в условиях цейтнота регионы вместо полноценного энергоаудита воспользовались информацией Росстата, отчетами коммунальных и ресурсоснабжающих организаций. В результате многие региональные программы не содержат расчетов экономического эффекта по мероприятиям.
Чиновники справились с поставленной перед ними задачей, и формально субъекты Федерации не несут ответственности за нарушение требований законодательства. Но возникли проблемы, связанные с получением финансирования из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, поскольку программы должны соответствовать требованиям нормативных документов. В принципе у регионов есть возможность доработать программы до конца года. Однако, по мнению специалистов Российского энергетического агентства, нереально в течение месяца подготовить полноценную программу субъекта Федерации, имеющего десятки городских округов и муниципальных районов, сотни городских и сельских поселений.
По информации, представленной президенту, «в настоящий момент разработаны 54 региональные программы, в стадии утверждения находятся 25, а в стадии разработки — четыре».
Озвучивая данную статистику в Набережных Челнах на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, Дмитрий Медведев нелестно отозвался о качестве этих документов: «Не везде определены целевые показатели, индикаторы исполнения программ, не конкретизированы мероприятия, механизмы финансового обеспечения и управления программами. В бюджетах многих регионов соответствующие расходы просто не предусмотрены».
На федеральном уровне, по заключению экспертов, отсутствует координация действий между основными министерствами и ведомствами, ответственными за энергосберегающие инновации. Минрегион — куратор в сфере обеспечения энергоэффективности зданий, строений и сооружений, жилищного комплекса, садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Минэнерго проводит энергетические обследования и информационное обеспечение. Аналогичную работу выполняет при размещении госзаказов на энергоэффективность Минэкономразвития. Минпромторг готовит стандарты в области энергетической эффективности. Естественно, каждое министерство преследует свои цели, но интрига еще больше закручивается, когда им надо делиться сферами влияния. По информации источников из Белого дома, правила учета тепловой энергии взялся разработать Минрегион, хотя, казалось бы, что это в компетенции Минэнерго. Наряду с министерствами полномочиями в сфере энергоэффективности наделены Роспотребнадзор, Ростехнадзор, ФАС, ФСТ России. И каждое ведомство готовит свои нормативные акты. На Краснопресненской набережной сейчас ждут «внесения некоего пакета» документов.
А бизнес ждет ясных правил игры на рынке жилищно-коммунальных услуг. Например, тысячи управляющих компаний (УК) и товариществ собственников жилья (ТСЖ) не имеют доступа к кредитным ресурсам, поскольку банки не выдают займы без обеспечения. А какой залог могут предложить УК, строящие бизнес на посредничестве между потребителями и поставщиками ресурсов? ТСЖ вообще не обладают правовым статусом.
В итоге население не верит ни ТСЖ, ни УК, ни власти.
Ну о чем тут талдычить? Что Фома кивает на Ерему, а Ерема — на Фому?!
1 Талдычить — повторять, твердить одно и то же, говорить, читать скучно, однообразно.