Принято постановление Правительства РФ, которым с 1 января 2010 г. вводится электронный документо-оборот в отношения, связанные с представлением уведомления о начале предпринимательской деятельности. Упростит ли оно процесс направления уведомления?
Постановлением Правительства РФ от 23.10.2010 № 854 внесены изменения в Правила представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 № 584 (далее — постановление № 584).
Поправками, вступающими в силу 1 января 2011 г., установлено, что уведомление может быть подано в уполномоченный орган исполнительной власти «в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя». Ранее, напомним, уведомление было возможно лишь в письменном виде.
Казалось бы, в век цифровых технологий эти изменения облегчат жизнь начинающего предпринимателя: отправил e-mail и делай бизнес спокойно. Однако, для того чтобы действительно сделать жизнь бизнесмена легче, новеллам не достает самой малости — продуманности.
Так, в документе не определен момент исполнения обязанности предпринимателя по направлению уведомления. Изменениями предусмотрено, что «при направлении уведомления в виде электронного документа днем его подачи считается день регистрации этого документа в системе электронного документооборота уполномоченного органа», «в случае подачи уведомления в виде электронного документа должностное лицо уполномоченного органа, ответственное за учет поступивших уведомлений, в день его регистрации обязано направить заявителю подтверждение о получении уведомления в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью уполномоченного органа». А что делать, если электронное уведомление отправлено, а подтверждение все не приходит? Считается ли в этом случае уполномоченный орган уведомленным? Или уведомительный порядок превращается в процедуру спрашивания у уполномоченного органа подтверждения уведомления?
Причем для таких сложностей злого умысла уполномоченного органа совершенно не требуется: письмо может просто затеряться на просторах Интернета в результате технического сбоя. Как в этом случае предпринимателю доказывать факт своевременного направления уведомления?
Наконец, не конкретизировано, в формате какого электронного документа — в виде текста или в виде изображения — направлять уведомление в электронной форме.
Приложением 2 к постановлению № 584 утверждена не рекомендательная, а обязательная форма уведомления о начале предпринимательской деятельности. Этой формой пре-дусмотрены такие реквизиты уведомления, как подпись руководителя и печать организации.
В электронном виде наличие этих реквизитов можно обеспечить лишь при направлении сканированной копии уведомления. Но как в этом случае в электронной форме корректно внести другой необходимый реквизит — отметку о регистрации в уполномоченном органе?
Таким образом, сама по себе здравая и прогрессивная идея направлять уведомления о начале предпринимательской деятельности в электронной форме представляется нежизнеспособной в отсутствие нормативного регулирования, учитывающего особенности электронного документооборота.
Перечень видов предпринимательской деятельности, о начале которых сообщается в уведомительном порядке
№ |
Наименование видов деятельности |
Код по Общероссийскому классификатору |
1 |
Деятельность гостиниц |
55.1 |
2 |
Деятельность прочих мест для временного проживания |
55.21, 55.22, 5.23.1, 55.23.2 |
3 |
Ремонт, окраска и пошив обуви |
011100—011300 |
4 |
Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий |
012100, 012200, 012400, 012500 |
5 |
Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий |
013100—013400 |
6 |
Изготовление и ремонт мебели |
014100, 014200 |
7 |
Химическая чистка и крашение, услуги прачечных |
015000 |
8 |
Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования |
017100—017500 |
9 |
Услуги фотоателье и фото- и кинолабораторий |
018100 |
10 |
Услуги бань и душевых |
019100 |
11 |
Парикмахерские услуги |
019300 |
12 |
Услуги общественного питания |
122100, 122200 |
13 |
Розничная торговля в неспециализированных магазинах |
52.1 |
14 |
Розничная торговля пищевыми продуктами в специализированных магазинах |
52.21—52.24, 52.27 |
15 |
Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами |
52.33 |
16 |
Розничная торговля в палатках и на рынках |
52.62 |
17 |
Оптовая торговля пищевыми продуктами |
51.32, 51.33, 51.36.3, 51.38.1, 51.38.22, 51.39.1 |
18 |
Оптовая торговля непродовольственными потребительскими товарами |
51.45.1, 51.47.33, 51.53.22, 51.55.1 |
19 |
Услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении |
025201—025203 |
20 |
Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта |
50.24.1 |
21 |
Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта |
60.24.2 |
22 |
Ткацкое производство |
17.2 |
23 |
Производство готовых текстильных изделий, кроме одежды |
17.4 |
24 |
Производство прочих текстильных изделий |
17.51 |
25 |
Производство трикотажного полотна |
17.6 |
26 |
Производство трикотажных изделий |
17.7 |
27 |
Производство одежды из кожи |
18.1 |
28 |
Производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды |
18.2 |
29 |
Дубление и отделка кожи |
19.1 |
30 |
Производство чемоданов, сумок и аналогичных изделий из кожи и других материалов, производство шорно-седельных и других изделий из кожи |
19.2 |
31 |
Производство обуви |
19.3 |
32 |
Распиловка и строгание древесины, пропитка древесины |
20.1 |
33 |
Производство шпона, фанеры, плит, панелей |
20.2 |
34 |
Производство деревянных строительных конструкций, включая сборные деревянные строения, и столярных изделий |
20.3 |
35 |
Полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области |
22.2 |
36 |
Техническое обслуживание и ремонт офисных машин и вычислительной техники, включая контрольно-кассовую технику |
72.5 |
37 |
Производство хлеба и мучных кондитерских изделий длительного и недлительного хранения |
15.81—15.82 |
38 |
Производство молочных продуктов |
15.5 |
39 |
Производство фруктовых и овощных соков |
15.32 |
40 |
Производство растительных и животных масел и жиров |
15.4 |
41 |
Производство сахара |
15.83 |
42 |
Производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, крахмалов и крахмалопродуктов |
15.6 |
43 |
Производство безалкогольных напитков, кроме минеральных вод |
15.98.2 |
К сведению
Статьей 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Эти виды деятельности конкретизированы в соответствии с Общероссийским классификатором в приложении 1 к постановлению № 584 (см. таблицу).
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ предусмотрено, что такие уведомления должны направляться в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти.
Пунктами 3–5 Правил, утвержденных постановлением № 584, пре-дусмотрено, что по работам и услугам, указанным в п. 1—18 и 22—43 приведенного в таблице перечня работ и услуг, уведомление направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
По услугам, указанным в п. 19—21 перечня, уведомление представляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Если же предпринимательская деятельность будет осуществляться на территории, обслуживаемой Федеральным медико-биологическим агентством, то именно в это агентство и направляется уведомление о начале предпринимательской деятельности.