Права и обязанности работодателя в связи с медосмотрами
Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, а также внеочередных медосмотров и психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения указанных медосмотров.
Порядок расчета среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ и постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы». Однако если на момент прохождения предварительного медосмотра с претендентом на должность в организации еще не был заключен трудовой договор, то работодатель, приняв его на работу, не обязан оплачивать ему время, затраченное на медосмотр.
Хотя по общему правилу работодатель финансирует обязательные медосмотры работника, но кандидат на должность или уже принятый на работу сотрудник вправе самостоятельно оплатить обязательный медосмотр. В этом случае работодатель впоследствии компенсирует ему понесенные расходы согласно представленным документам.
Предварительный медосмотр осуществляется при приеме на работу, периодические — в течение трудовой деятельности работника. Частота прохождения периодического медосмотра устанавливается нормативными актами, предусматривающими обязательные периодические медосмотры для данной категории работников. Причем в качестве такого акта может выступать не только сам Трудовой кодекс или иной федеральный закон, но и любой подзаконный нормативный акт, содержащий нормы трудового права.
Более того, ст. 34 Федерального закона от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что в случае необходимости на основании предложений органов санитарно-эпидемиологического надзора решениями региональных органов государственной власти или органов местного самоуправления в отдельных организациях (цехах, лабораториях и иных структурных подразделениях) могут вводиться дополнительные показания к проведению медицинских осмотров работников.
Работодатель должен быть в курсе всех требований такого рода, установленных государственными и муниципальными нормативными актами, поскольку ст. 212 ТК РФ запрещает допуск работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных, то есть установленных органами государственной власти или местного самоуправления, медицинских осмотров. Работник, не прошедший соответствующий медосмотр и приступивший к работе, согласно ст. 76 ТК РФ должен быть отстранен работодателем от работы. Более того, если по итогам предварительного медосмотра у кандидата, претендующего на ту или иную должность, выявлены медицинские противопоказания к выполнению данной работы, работодатель обязан отказать ему в заключении трудового договора. Обоснованность такого отказа подтверждается определением Верховного Суда РФ от 14.11.2007 № 83-Г07-7.
В период недопущения к работе и отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется. Однако если работник не прошел обязательный медосмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Согласно ст. 214 ТК РФ прохождение обязательного предварительного и периодического медосмотра является обязанностью работника. Вместе с тем в ст. 219 ТК РФ указано, что прохождение внеочередного медицинского осмотра в соответствии с медицинскими рекомендациями является уже правом работника, которое он может реализовывать по своему усмотрению. Обеспечение же и обязательных, и внеочередных медосмотров, а также сохранение за работником места и среднего заработка на время таких медицинских осмотров, является обязанностью работодателя.
Порядок проведения обязательных медосмотров утвержден приказом Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90 «О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентах допуска к профессии». Медосмотры могут осуществлять лечебно-профилактические организации любой формы собственности, имеющие соответствующую лицензию. Это означает, что при наличии лицензии организация вправе проводить медосмотры и в собственном медпункте.
По результатам медосмотра оформляется справка по форме № 086/у, утвержденной приказом Минздрава СССР от 04.10.80 № 1030. На работника, деятельность которого связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, заводится личная медицинская книжка, форма которой утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402.
За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для работодателя установлена административная ответственность.
Должностных лиц могут обязать уплатить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., юридических лиц — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.
При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Обязательные медосмотры
Статьей 69 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность работодателя проводить медицинский осмотр несовершеннолетних работников при заключении трудового договора. Аналогичная обязанность распространяется и на иных работников в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.
В статье 213 ТК РФ указано, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными условиями труда, проходят обязательные предварительные и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры. Работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения определяются нормативными правовыми актами в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Предусмотренные законодательством профессии, для которых обязательно проведение предварительного или периодического медосмотра, представлены в таблице.
Предусмотренные законодательством обязательные медосмотры
Профессия |
Обязательный предварительный медосмотр |
Обязательные
|
Нормативное
|
Лица, не достигшие 18 лет |
+ |
– |
Ст. 69 ТК РФ |
Работники организаций пищевой промышленности |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона
|
Работники организаций общественного питания |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ, ст. 23 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ |
Работники организаций торговли |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ |
Работники водопроводных сооружений |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ |
Работники лечебно-профилактических учреждений |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ |
Работники детских учреждений |
+ |
+ |
Ст. 213 ТК РФ |
Работники, выполняющие работу, непосредственно связанную
|
+ |
+ |
Ст. 328 ТК РФ. (О порядке проведения медицинских осмотров работников автомобильного транспорта, см. приказы Минздрава СССР от 29.09.89 № 555, Минздравмедпрома России от 14.03.96 № 90) |
Спортсмены |
+ |
+ |
Ст. 348.3 ТК РФ |
Работники, занятые в процессах производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации молока и продуктов его переработки |
+ |
+ |
Ст. 22 Федерального закона от 12.06.2008 № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко
|
Персонал, занятый в процессе производства пищевой масложировой продукции |
+ |
+ |
Ст. 16 Федерального закона от 24.06.2008
|
Педагогические работники |
– |
+ |
Ст. 51 Закона РФ от 10.07.92 N 3266-1
|
Работники ведомственной охраны |
– |
+ |
Ст. 6 Федерального закона от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» |
Работники на производстве, предусматривающем обращение с источниками ионизирующего излучения |
+ |
+ |
Ст. 14 Федерального закона от 09.01.96 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»
|
Персонал объектов по хранению и по уничтожению химического оружия |
+ |
+ а также медосмотры до и после смены |
Ст. 14 Федерального закона от 02.05.97 № 76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» |
Кандидаты в водители и водители транспортных средств |
+ |
+ а также предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры водителей |
Ст. 23 ФЗ от 10.12.95
|
Работники на работе, непосредственно связанной с движением поездов |
+ |
+ а также предрейсовые или предсменные медицинские осмотры работников, профессии которых входят перечень приказа Минтранса РФ от 28.03.2007 № 36 |
Ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»
|
Работники объектов использования атомной энергии |
+ |
+ |
Постановление Правительства РФ от 01.03.97 № 233 |
Верхолазы (верхолазными считаются все работы, когда основным средством предохранения работников
и передвижения является предохранительный пояс) Крановщики
Лифтеры скоростных лифтов |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83
|
Работники, обслуживающие действующие электроустановки с напряжением 42 В и выше переменного тока, 110 В и выше постоянного тока |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники в лесной охраны Работники на валке, транспортировке
обработке леса |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники нефтяной
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России
|
Работники гидрометеорологических станций и сооружениях связи, расположенных в полярных, высокогорных, |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
пустынных, таежных и других отдаленных и недостаточно обжитых районах, в сложных климатических условиях |
|
|
|
Геологоразведчики, топографы, строители и т.п.
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники взрыво-
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники в военизированной охраны, служб спецсвязи, инкассации и других ведомств, которым разрешено ношение огнестрельного оружия и его применение |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России
|
Работники на производствах, связанные
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники на работах, выполняемых в условиях измененного геомагнитного поля (экранированные помещения, заглубленные сооружения) |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России
|
Работники на подводных работах |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники на подземных работах |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 |
Работники служб по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Работники газоспасательной службы и газоспасательной дружины Работники отрядов по предупреждению возникновения и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов Работники военизированных горных и горноспасательных служб Работники пожарной охраны |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники, осуществляющие деятельность с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полномерной лицевой частью |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники на судах |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники, осуществляющие деятельность в условиях пониженного и повышенного атмосферного давления |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Учащиеся образовательных организаций общего и профессионального образования перед началом и в период прохождения практики в организациях, работники которых подлежат медицинским осмотрам |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 № 83 |
Работники организацияй бытового обслуживания (банщики, работники душевых, парикмахерских) |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники бассейнов
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники в гостиниц, общежитий, пассажирских вагонов (проводники) |
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники медицинской промышленности и аптечной сети, связанные
|
+ |
+ |
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83 |
Работники метрополитена |
+ |
+ |
СП 2.5.1337-03 |
Специалисты, принимающие участие
|
+ |
+ |
СП 2.6.1.2154-06
|
Работники,
|
+ |
+ |
СанПиН 2.2.3.1384-03
|
Работники
|
+ |
+ |
СанПиН 2.2.3.1385-03
|
Диспетчеры по управлению воздушным
|
+ |
+ |
СП 2.5.1.1107-02
|
Обязательные медицинские освидетельствования
| |||
Врачи и медицинский персонал центров по профилактике и борьбе со СПИДом, учреждений здравоохранения, специализированных отделений и структурных подразделений учреждений здравоохранения, занятые непосредственным обследованием, диагностикой, лечением, обслуживанием, а также проведением судебно-медицинской экспертизы и другой работы с лицами, инфицированными вирусом |
+ |
+ |
Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877
|
Врачи и медицинский персонал лабораторий, которые осуществляют обследование населения на ВИЧ-инфекцию
|
+ |
+ |
Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877
|
Научные работники, специалисты, служащие и рабочие научно-исследовательских учреждений, предприятий по изготовлению медицинских иммунобиологических препаратов и других организаций, работа которых связана с материалами, содержащими вирус |
+ |
+ |
Постановление Правительства РФ от 04.09.95 № 877
|
Для большинства профессий правила проведения обязательных медицинских осмотров утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 № 83. Согласно подп. 3.3 этих правил частота проведения периодических медосмотров определяется территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, при этом периодические медосмотры должны проводиться не реже чем один раз в два года.
Однако для отдельных профессий, например для работников автомобильного транспорта, верхолазов и т.п., порядки прохождения медицинских осмотров утверждены специальными нормативными актами. А для сотрудников ведомственной охраны в самом Федеральном законе от 14.04.99 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» установлена ежегодная периодичность проведения обязательных медицинских осмотров.
Психиатрические освидетельствования
Для некоторых профессий законодательством предусмотрены не только обязательные медосмотры, но и обязательные психиатрические освидетельствования. Статьей 213 ТК РФ установлено, что работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.
Основные требования, связанные с психиатрическими освидетельствованиями, сходны с требованиями к прохождению работниками медосмотров. Так, согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных законодательством, проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников, а также внеочередных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями, с сохранением за ними места работы и среднего заработка на время прохождения освидетельствований. Статьей 76 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя отстранить от работы и не допускать к работе работника, не прошедшего обязательное психиатрическое освидетельствование.
Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования утверждены постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности». Осмотр психиатром проводится в психоневрологическом отделении по месту постоянной регистрации обследуемого.
В настоящее время законодательно не сформулирован перечень тех видов деятельности, связанных с источниками повышенной опасности, при осуществлении которых работник обязан проходить периодические медицинские освидетельствования. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377 «О реализации Закона Российской Федерации „О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании“» утверждены лишь медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности. При выявлении у работника в ходе психиатрического освидетельствования такого отклонения, при котором противопоказан данный вид работы, данный работник должен быть отстранен работодателем от выполнения своих трудовых функций.
Дополнительная диспансеризация
При всей схожести процедур, осуществляемых при проведении обязательного медосмотра и при проведении дополнительной диспансеризации, правовое регулирование этих двух видов медицинских мероприятий различно.
Дополнительная диспансеризация охарактеризована в приказе Минздравсоцразвития России от 04.02.2010 № 55н «О порядке проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан» как осуществляемые учреждениями муниципальной и государственной систем здравоохранения, функционирующими в системе обязательного медицинского страхования, медицинские осмотры, направленные на раннее выявление и профилактику заболеваний, в том числе социально значимых. В отличие от обязательных медицинских осмотров, в диспансеризации, во-первых, могут участвовать работники всех профессий, а во-вторых, участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью.
Законодательство не предусматривает и ответственность работодателя за непрохождение его работниками дополнительной диспансеризации. В письме от 07.10.2008 № 7694-ВС «О дополнительной диспансеризации» Минздравсоцразвития не относит диспансеризацию к обязательным медицинским осмотрам, а значит, все изложенные выше требования, связанные с обеспечением обязательных медицинских осмотров, на участие работодателя в диспансеризации не распространяются.
Таким образом, обеспечение прохождения сотрудниками диспансеризации в рабочее время, равно как и сохранение за ними места и среднего заработка на время прохождения диспансеризации, является по общему правилу правом, а не обязанностью работодателя. Обязанностью это право становится лишь в случае прохождения диспансеризации, предусмотренной ст. 254 ТК РФ, беременными женщинами в соответствии с положением, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2006 № 224.
Дополнительная диспансеризация в 2010 г. проводится в соответствии с упомянутым выше приказом Минздравсоцразвития России № 55н. Дополнительной диспансеризации в 2010 г. подлежат работающие граждане, не проходившие ее в предыдущие годы, а также граждане, занятые на работах с вредными условиями труда, независимо от сроков прохождения предыдущих углубленных медицинских осмотров. В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 30.12.2006 № 860 и от 24.12.2007 № 921 граждане, в отношении которых проводилась дополнительная диспансеризация в 2007, 2008 или 2009 г., повторно дополнительной диспансеризации в 2010 г. не подлежат.
Приказом Минздравсоцразвития № 55н региональным органам исполнительной власти рекомендовано осуществлять работу по организации проведения дополнительной диспансеризации совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования. На работодателей обязанности по участию в обеспечении диспансеризации этим приказом не возложены.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1146 «О порядке предоставления в 2010 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования субсидий бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» дополнительная диспансеризация осуществляется не за счет средств работодателя, а за счет средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Донорство
Еще одной медицинской процедурой, которая предусмотрена трудовым законодательством для работника, является его участие в сдаче крови. Статьей 1 Закона РФ от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов» установлено, что донором крови и ее компонентов может быть каждый дееспособный гражданин с 18 лет, прошедший медицинское обследование.
Помимо требования о прохождении медосмотра перед сдачей крови в п. 2.3 Порядка медицинского обследования донора крови и ее компонентов, утвержденного приказом Минздрава России от 14.09.2001 № 364, для сдающего кровь устанавливаются ограничения по частоте и объемам сдачи крови. Максимально допустимое число кроводач в год у мужчин 5, у женщин 4. Соблюдение этих нормативов обеспечивается за счет того, что сведения о доноре заносятся в общий банк данных, в каком бы регионе они ни сдавали кровь. Пунктом 1.2 Порядка медицинского обследования донора предусмотрено, что при обращении донора резерва оформляется карта донора резерва (форма № 407/у) и учетная карточка донора (форма № 405/у), а при обращении донора резерва четвертый раз в году и при желании его в дальнейшем регулярно сдавать кровь он переводится в категорию активного донора с оформлением медицинской карты активного донора (форма № 406/у). Во всех этих документах отражается информация о количестве кровосдач каждого донора. Согласно п. 1.1 названного порядка как при первичном, так и при повторном обращении осуществляется регистратурой (медицинским регистратором) только по предъявлении документа, удостоверяющего личность.
Таким образом, работник может сдать кровь лишь несколько раз в год. Каждый раз, получая от работника-донора соответствующие подтверждающие документы (о формах таких документов будет сказано ниже), работодатель обязан предоставить предусмотренные законодательством льготы и компенсации. Эти льготы, закрепленные в ст. 186 ТК РФ, заключаются в освобождении от работы и сохранении среднего заработка.
Работодатель обязан освободить сотрудника-донора от работы:
— в день сдачи крови и ее компонентов;
— в день связанного с этим медицинского обследования.
В некоторых случаях присутствие сотрудника на рабочем месте необходимо даже в дни сдачи крови. В этой ситуации работодатель должен согласовать с донором возможность его выхода, а после этого предоставить работнику по его желанию день для отдыха.
В статье 186 ТК РФ перечислены случаи, при которых недопустимо привлекать к работе донора в день сдачи крови. Это относится к ситуациям, когда выход сотрудника невозможен, потому что он выполняет тяжелые работы или работы с вредными и опасными условиями труда.
Работодатель обязан предоставить дополнительный день отдыха работнику-донору и после каждого дня сдачи крови и ее компонентов. Этот день работник может использовать как непосредственно на следующий день после сдачи крови, так и в любой другой день в течение одного года после сдачи крови — например, присоединить этот день к ежегодному оплачиваемому отпуску.
Если же работник сдал кровь как раз во время оплачиваемого отпуска или в выходной, то по его желанию ему также предоставляется дополнительный день отдыха в рабочее время.
Из формулировки ст. 186 ТК РФ следует, что использование дополнительного дня отдыха в ряде случаев — при сдаче крови в выходной или при работе в день сдачи крови — обуславливается желанием работника. Эта формулировка фактически оставляет работодателю простор для давления на работника с целью обеспечить «нежелание» последнего отдохнуть лишний день.
Кроме того, работодатель обязан сохранить за работником среднюю заработную плату на день сдачи крови. Однако из формулировки ст. 186 ТК РФ прямо не следует обязанность работодателя сохранять за работником среднюю заработную плату в день прохождения необходимого для сдачи крови медицинского обследования. Нормативное положение Закона РФ от 09.06.93 № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов», возлагавшее на работодателя обязанность по сохранению за работником среднего заработка за день связанного с донорством медицинского обследования, было признано утратившим силу Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Вместе с тем в Налоговом кодексе упомянуто о том, что при расчете налога на прибыль учитываются расходы на оплату работнику дня связанного с донорством медобследования, о чем будет сказано ниже. Таким образом, вопрос об оплате донору дня связанного с донорством медобследования, в настоящее время законодательством однозначно не урегулирован и его решение фактически остается на усмотрение работодателя.
Чтобы претендовать на получение гарантий и льгот, работник-донор должен подтвердить, что посещал пункт переливания крови для прохождения медобследования или сдачи крови. Для этого он представляет медицинскую справку по форме соответственно № 401/у или № 402/у. Формы справок утверждены приказом Минздрава СССР от 07.08.85 № 1055 «Об учреждении форм первичной медицинской документации для учреждения службы крови». Справка по форме № 402/у для самой организации служит обоснованием расходов на выплату работнику среднего заработка за день, в который он сдавал кровь.
Налоговый учет
Необходимо помнить, что расходы работодателя на обязательные медосмотры, равно как и расходы на сохранение среднего заработка в дни предусмотренных законом медицинских мероприятий, должны соответствовать требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то есть они должны быть обоснованны, документально подтверждены и связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода. Расходы на проведение обязательных медосмотров работодатель вправе учесть при расчете налога на прибыль. Указанные затраты признаются в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что прямо указывается в письмах Минфина России от 07.11.2005 № 03-03-04/1/340 и от 07.08.2007 № 03-03-06/1/543.
Сумму компенсации работнику, самостоятельно оплатившему обязательный медосмотр, организация вправе учесть при налогообложении прибыли на основании подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, на что указывает Минфин России в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84.
При исчислении налога на прибыль учитываются расходы как на периодические, так и на предварительные медосмотры, разъясняет Минфин в письме от 06.10.2009 № 03-03-06/1/648. В этом же письме отмечено, что затраты на предварительные медосмотры лиц, которые по результатам осмотра или по иным причинам не были приняты на работу, также учитываются для целей налогообложения прибыли.
Отдельные работодатели оплачивают медицинские осмотры не только тех работников, для которых медосмотр является обязательным, но также и всего остального персонала. Кроме того, организации могут направлять сотрудников на медосмотры чаще, чем это предусмотрено законодательством. Затраты организации на проведение таких медицинских осмотров не признаются налоговыми органами обоснованными и не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, поскольку не соответствуют требованиям, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. На это обстоятельство указано в письмах Минфина от 05.03.2005 № 03-03-01-04/1/100 и от 05.10.2009 № 03-03-06/1/638.
Начисленный работнику средний заработок за время прохождения обязательного медосмотра включается работодателем в расходы на оплату труда в соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ. С этих сумм среднего заработка работником в общем порядке уплачивается НДФЛ, а работодателем — страховые взносы, предусмотренные Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Однако НДФЛ не уплачивается с сумм расходов, понесенных работодателем на оплату стоимости обязательных медосмотров, на что Минфин России указывает в письме от 21.11.2008 № 03-03-06/4/84. Аналогично не облагаются суммы возмещения работодателем стоимости обязательных медосмотров, оплаченных работником самостоятельно.
Что касается донорства, то соответствии с п. 20 ст. 255 НК РФ признаются в качестве расходов работодателя затраты на выплату среднего заработка работников-доноров за дни:
— обследования;
— сдачи крови;
— отдыха, предоставляемые после каждого дня сдачи крови.
На это обстоятельство указывает и Минфин России в письме от 11.04.2007 № 03-03-06/4/43.
Согласно п. 1 ст. 217 НК РФ компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством, не облагаются НДФЛ. В статье 165 ТК РФ перечислены случаи предоставления гарантий и компенсаций, в том числе гарантий и компенсаций донорам. К таким компенсациям относится, в частности, средний заработок, сохраняемый за донором на день сдачи крови, а значит, исходя из совместного толкования норм Трудового и Налогового кодексов РФ можно сделать вывод о том, что суммы таких выплат работнику-донору НДФЛ облагаться не должны.
Однако до официального разъяснения Минфина по данному вопросу представляется более уместным удерживать НДФЛ с таких выплат, поскольку в противном случае налоговые органы могут расценить неуплату НДФЛ как основание для применения санкций к работодателю.
В письмах Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 № 1239-19 и от 01.03.2010 № 426-19 указано, что суммы среднего заработка, выплачиваемые организацией работникам-донорам за дни сдачи крови и дополнительный выходной день в соответствии с трудовым законодательством, не признаются объектом обложения страховыми взносами на основании положений ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».