Обязательное повышение заработной платы

| статьи | печать

Неопределенная индексация

Об индексации заработной платы прямо сказано в Трудовом кодексе РФ. В статье 134 ТК РФ указано, что обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Таким образом, в отношении бюджетных организаций данная статья содержит ясную отсылку к нормам трудового права. В отношении же частных организаций требования сформулированы настолько неопределенно, что оставляют простор для двух прямо противоположных толкований. С одной стороны, порядок индексации устанавливается коллективными договорами, соглашениями и локальными актами, из чего можно сделать вывод о том, что и сам факт индексации остается на усмотрение работодателя.

С другой стороны, ТК РФ предусмотрена индексация зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги не только для бюджетных организаций, но и для бизнеса, из чего можно сделать вывод о том, что к полномочиям работодателя относится не установление индексации (которая является его обязанностью), а определение порядка учета роста цен при индексации заработной платы. Так, индексация может производиться в соответствии с индексом потребительских цен, определенным по методическими рекомендациями Госкомстата России, или же на величину инфляции, указанную в законе о федеральном бюджете или бюджете того региона, на территории которого работает предприятие. В каждом из трех указанных вариантов размер индексации будет разным.

Наконец, еще одной неопределенностью, не разрешенной в формулировке ст. 134 ТК РФ, является периодичность, с которой должна осуществляться индексация. Это вопрос на практике является важным: ведь если ежеквартальная или даже ежегодная индексация зарплаты возлагает на работодателя безусловные финансовые обязательства, то индексация один раз в пять лет является не более чем бонусом за лояльность фирме, причем в условиях российской действительности и повсеместной текучки кадров на бонус этот могут рассчитывать немногие.

Обязанность работодателя

Роструд в письме от 19.04.2010 № 1073-6-1 при толковании нормы ст. 134 ТК РФ пришел к выводу, что законодатель устанавливает и для работодателя, не финансируемого из государственного или муниципального бюджета, безусловную обязанность осуществлять индексацию. Причем в том случае, если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен порядок индексации, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, необходимо внести соответствующие дополнения в действующие в организации локальные нормативные акты.

На справедливость этого вывода указано в Определении Конституционного суда РФ от 17.06.2010 № 913-О-О. По мнению суда, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников, предусмотренную ст. 130 ТК РФ. Абзацем 3 этой статьи в систему государственных гарантий по оплате труда работника включены «меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы». Кроме того, абз. 7 ст. 2 ТК РФ в качестве одного из принципов трудового законодательства установлено обеспечение права каждого работника на справедливую заработную плату. На основании анализа ст. 2, 130 и 134 ТК РФ Конституционный суд РФ делает вывод о том, что индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя, и не могут рассматриваться как неопределенные и нарушающие их конституционные права.

Еще до вынесения данного Определения на аналогичном толковании нормы трудового законодательства об индексации заработной платы основывались, например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 01.06.2005 № Ф08-2060/2005 и от 01.06.2005 № Ф08-2054/2005.

Таким образом, можно утверждать, что в 2010 г. и Рострудом, и Конституционным судом РФ было подтверждено сложившееся толкование ст. 134 ТК РФ как возлагающей на любого работодателя обязанность индексировать заработную плату. И хотя это толкование до сих пор не закреплено в нормативных правовых актах, организациям необходимо учитывать его при рассмотрении вопроса об определении заработной платы работников.

Порядок индексации

Статьей 192 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период вносится в Госдуму одновременно с предложениями о порядке индексации заработной платы работников федеральных бюджетных учреждений в очередном финансовом году и плановом периоде. Несмотря на это требование, в настоящее время в открытом доступе отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок индексации зарплаты работников бюджетных организаций.

Аналогичным образом и в большинстве отраслевых соглашений раздел о порядке индексации заработной платы работников отрасли содержит отсылку к коллективным договорам и локальным нормативным актам. Исключениями являются отраслевые соглашения железнодорожников и угольщиков. В пункте 3.2 Отраслевого соглашения по организациям железнодорожного транспорта указано, что конкретный порядок и сроки индексации заработной платы (ежеквартально, по полугодию или один раз в год упреждающим порядком) определяются коллективным договором, но во всех случаях не ниже среднегодового индекса роста потребительских цен. Подпунктом 3.2.4 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010—2012 гг. установлена ежеквартальная индексация заработной платы работников отрасли исходя из индекса роста потребительских цен на основании данных Федеральной службы государственной статистики.

Данные Федеральной службы государственной статистики (Росстата) о росте потребительских цен регулярно публикуются на ее официальном сайте.

Таблица 1

Данные Росстата об изменении потребительских цен
за 2008—2010 гг.

В % к предыдущему месяцу

В % к соответствующему месяцу
предыдущего года

1

2

3

Август 2010 г.

100,6

106,1

Май 2010 г.

100,5

106,0

Февраль 2010 г.

100,9

107,2

Ноябрь 2009 г.

100,3

109,1

1

2

3

Август 2009 г.

100,0

111,6

Май 2009 г.

100,6

112,3

Февраль 2009 г.

101,7

113,9

Ноябрь 2008 г.

100.8

113.8

Август 2008 г.

100.4

115.0

Май 2008 г.

101.4

115.1

Февраль 2008 г.

101.2

112.6

Однако помимо этого при индексации могут использоваться и инфляционные показатели — как федеральные, так и региональные. Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» официальный уровень инфляции был установлен на уровне 10%, но уже 23 июля 2010 г. этот показатель был понижен до 7% — именно этот уровень можно принять за общегосударственный официальный показатель инфляции. Региональные показатели инфляции, которые в настоящее время позволяют наиболее адекватно оценивать покупательную способность денежных средств в той или иной местности, устанавливаются региональными нормативными актами.

Таблица 2

Официальный уровень инфляции в России в 2008—2012 гг.

Год

Уровень

инфляции, %

Нормативное обоснование

2012

7

(прогноз)

Федеральный закон от 02.12.2009 № 308­-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

2011

8

(прогноз)

Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-­ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

2010

7

Федеральный закон от 23.07.2010 № 185-­ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов“»

10

Федеральный закон от 02.12.2009 № 308-­ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»

7

(прогноз)

Федеральный закон от 24.11.2008 № 204­-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что официальные данные по инфляции не только не совпадают с официальным индексом роста цен, но и неоднократно меняются в течение года, что делает его использование менее удобным для определения параметров индексации заработной платы. В этих условиях работодателям, очевидно, выгоднее использовать наиболее «экономный» из альтернативных показателей изменения покупательной способности зарплаты, коль скоро нормами ТК РФ ему прямо предоставлено такое право. Работодатель же определяет и периодичность проведения индексации в том случае, если отраслевым соглашением или коллективным договором прямо не установлена определенная периодичность индексации.

Оформление и налогообложение индексации

Размер заработной платы согласно ст. 57 ТК РФ является одним из обязательных условий трудового договора. А любое изменение условий трудового договора в соответствии со ст. 72 ТК РФ допускается только по письменному соглашению сторон.

Однако индексация заработной платы не является ее повышением, поскольку реальное содержание заработной платы при этом остается неизменным, а значит, не является и изменением условий трудового договора, требующим письменного соглашения сторон. Индексация является обязанностью работодателя, для реализации которой ему достаточно издать соответствующий локальный нормативный акт со ссылкой на норму ст. 134 ТК РФ, в котором дается указание произвести соответствующую индексацию. При этом не важно, предусмотрено вообще трудовым договором условие об индексации заработной платы или нет.

Выплаты, полученные работником от индексации, суммируются с основными доходами и на основании ст. 208 НК РФ облагаются НДФЛ в общем порядке. Эти же расходы, подтвержденные документально, учитываются при уплате налога на прибыль согласно ст. 255 НК РФ.

Помним про МРОТ!

Еще один вопрос, связанный с обязательным повышением заработной платы, — обязанность работодателя обеспечивать ежемесячную заработную плату работника на уровне не ниже минимального размера оплаты труда. Абзацем 7 ст. 133 ТК РФ прямо предусмотрено, что «месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда».

Однако не так-то просто ответить уже на самый простой вопрос размере МРОТ. Согласно ст. 133 ТК РФ «минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения». В статье1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ
«О минимальном размере оплаты труда» (далее — Закон № 82-ФЗ) МРОТ с 1 января 2009 г. установлен в размере 4330 руб. в месяц. Однако п. 1 постановления Правительства РФ от 15.07.2010 № 529 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2010 г.» величина прожиточного минимума для трудоспособного населения (которой должен соответствовать МРОТ) установлена на уровне 5956 руб. С одной стороны, Федеральный закон имеет большую юридическую силу по сравнению с постановлением правительства. С другой стороны, это Федеральный закон прямо противоречит Кодексу, которому должны соответствовать все нормы трудового права, содержащиеся в федеральных законах (ст. 5 ТК РФ).

В таких условиях работодатель опять же, как правило, использует наиболее «экономную» для него норму — положение ст. 1 Закона № 82-ФЗ. В настоящее время не принято ни законодательного, ни судебного акта, которыми эта норма была бы приведена в соответствие с требованием ТК РФ.

Однако помимо общенационального МРОТ ст. 133.1 ТК РФ предусмотрена возможность установления собственных МРОТ в субъектах Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Трактуя эту норму как отсылку не к абз. 1 ст. 133 ТК РФ, а к ст. 1 Закона № 82-ФЗ, региональными соглашениями в настоящее время устанавливаются в том числе и минимальные заработные платы в размере ниже федерального прожиточного минимума для трудоспособного населения.

Более того, работодатель может отказаться от присоединения к региональному соглашению о МРОТ при соблюдении определенной процедуры.

Так, после заключения регионального соглашения о минимальной заработной плате руководитель уполномоченного органа исполнительной власти региона предлагает работодателям, осуществляющим деятельность в регионе и не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию вместе с текстом данного соглашения. То есть в официальном печатном издании должно быть опубликовано не только соглашение о МРОТ, но и предложение о присоединении к нему.

Работодатель в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения может представить в уполномоченный орган региона мотивированный письменный отказ (в противном случае указанное соглашение считается распространенным на работодателя по умолчанию). К отказу должны быть приложены протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным соглашением. Если работодатель предоставил такой отказ в названный срок, то региональное соглашение о МРОТ на него не распространяется.

Стоит помнить, что в случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению о МРОТ руководитель уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Федерации имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителей выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений данного региона. Представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации и представители указанной трехсторонней комиссии обязаны принимать участие в этих консультациях.

Кроме того, копии письменных отказов работодателей от присоединения к региональному соглашению о минимальной заработной плате направляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Однако законодатель и судебная система позаботились об интересах работодателя даже в том случае, если он пропустил срок отказа или по иным причинам подпал под действие регионального соглашения о МРОТ, однако не в состоянии платить работникам такую заработную плату. На основании изложенного в Определении Верховного суда РФ от 23.07.2010 № 75-В10-2 толкования ст. 129 ТК РФ можно сделать вывод о том, что в состав МРОТ включаются как собственно вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, так и компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). То есть работодатель помимо оклада имеет право включать также доплаты и денежные компенсации, предусмотренные для его работников трудовым законодательством, отраслевыми соглашениями или трудовыми договорами. Следовательно, работодатель вправе устанавливать тарифную ставку оклада на уровне ниже не только регионального, но и федерального МРОТ. Единственное ограничение: сумма оклада и всех премий, надбавок, иных стимулирующих выплат, доплат и компенсаций за месяц должна быть не ниже того МРОТ, действие которого распространяется на работодателя.

Однако, по нашему мнению, такое толкование судом норм трудового права противоречит Конституции РФ и основополагающим международным актам в сфере прав человека, а потому законность этого толкования является дискуссионной и может быть оспорена в международных судах. Новая редакция ст. 129 ТК РФ в приведенной выше судебной интерпретации ухудшает положение низкооплачиваемых работников по сравнению с действовавшей ранее редакцией (которой в состав МРОТ включался только оклад), что противоречит принципам российского трудового права. Да и сама идея тарифной надбавки как стимула к повышению трудовой производительности при таком подходе нивелируется: в самом деле, зачем стараться зарабатывать премии и надбавки, если в итоге все равно всем заплатят МРОТ?

Самим региональным соглашением может быть предусмотрено более узкое понимание перечня выплат, входящих в состав МРОТ. Так, например, региональным соглашением о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2008—2010 гг. установлен размер минимальной заработной платы без учета выплат компенсационного характера. Аналогичным соглашением Сахалинской области оговаривается, что в документе идет речь о сумме, получаемой работником после удержания НДФЛ. Однако в большинстве регионов определение МРОТ не отличается от федерального.

Защита трудовых прав

Несмотря на трудовое законодательство, многие работодатели не горят желанием производить обязательную индексацию заработной платы своим работникам. В этом случае действия работодателя могут быть обжалованы работником в суде. Кроме того, в соответствии со ст. 353 ТК РФ работник может обратиться за защитой своих трудовых прав в прокуратуру и федеральную инспекцию труда (Федеральную службу по труду и занятости). Соответствующее заявление можно подать как с помощью сайта данных учреждений, так и при личном обращении в их территориальные органы.

За нарушение законодательства о труде и об охране труда ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Должностных лиц могут обязать уплатить штраф в размере от 1000 до 5000 руб., юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб. При этом вместо уплаты штрафа в отношении юридических лиц возможно административное приостановление их деятельности на срок до 90 суток.

Однако при оспаривании отказа работодателя от осуществления индексации заработной платы на основании ст. 134 ТК РФ работнику сложнее всего будет сформулировать финансовые параметры претензии. Законодатель, установив обязанность работодателя по осуществлению индексации, не конкретизировал требования к ее параметрам ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах. В этих условиях работник может требовать от работодателя лишь принятия локального акта, в котором будет установлен порядок индексации. И лишь после принятия такого акта (или локального соглашения) у работника возникают основания требовать соблюдения данных актов.

Таким образом, при существующем законодательном регулировании даже предусмотренная законом обязанность индексировать заработную плату фактически не обременяет работодателя финансовыми затратами по ее исполнению. Законопослушный работодатель, реализуя предусмотренную законом индексацию, имеет все основания позиционировать ее как свое конкурентное преимущество на рынке труда. То же касается и соответствия заработной платы МРОТ: хотя здесь законодательством и установлены относительно определенные (хотя и оставляющие простор для толкований) параметры, нынешняя их интерпретация позволяет работодателю минимизировать свои финансовые затраты на соблюдение этих требований.