По экспертным оценкам, 460 малых и средних городов могут быть отнесены к населенным пунктам, в которых, по определению Министерства регионального развития РФ, «предприятия и жители неспособны своими силами компенсировать риски внешней экономической среды». Это примерно 40% всех российских городов. В них проживает почти 25 млн человек и производится около 40% суммарного валового регионального продукта («ЭЖ», 2010, № 14).
Без кредитов, но на дотациях
Большого смысла в кредитах нет, считают в Минфине. Моногорода забрали все дотации, зарезервированные на этот год. А остаток от запланированных бюджетных кредитов составляет 6,5 млрд руб.
Всего в 2010 г. на поддержку моногородов в федеральном бюджете предусмотрено 27 млрд руб.: 10 млрд — дотации и бюджетные кредиты, 5 млрд — средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, 2 млрд — целевая программа поддержки малого и среднего предпринимательства.
По мнению чиновников, представленные регионами комплексные программы развития моногородов (КПРМ) грешат невысоким качеством и по исполнению, и по целям реализации.
Разработка проектов спасения монопрофильных муниципальных образований началась летом прошлого года в разгар глобального экономического кризиса по поручению премьер-министра Владимира Путина после того, как он лично разрулил ситуацию в Пикалево Ленинградской области. Минрегион признал тогда моногородами 335 населенных пунктов. 27 из них вошло в список очередников за помощью из госказны. Первыми свои КПРМ защитили в этом министерстве муниципалитеты Тольятти (Самарская область), Нижнего Тагила (Свердловская область), Сокола (Вологодская область) и получили в общей сумме 3,5 млрд руб. на диверсификацию имеющихся производств и открытие новых бизнес-площадок, в том числе для малого и среднего предпринимательства.
Опрошенные «ЭЖ» специалисты в федеральных ведомствах экономического блока, в частности в Минрегионе и Минэкономразвития, с минфиновским проектом правительственного решения незнакомы. Возможно, документ согласован в Доме Правительства на Краснопресненской набережной. По крайней мере источник из Белого дома у Москвы-реки утверждает, что монопрофильные территории смогут воспользоваться средствами на сбалансированность бюджетов из соответствующих региональных фондов в размере 30 млрд руб. Государство отказывается сейчас от антикризисной поддержки и переходит на работу в обычном режиме, добавил госслужащий высокого ранга.
Муниципалитеты остаются в пасынках
В очередной раз Минфин продемонстрировал свою нелюбовь к органам местного самоуправления, которые по Конституции РФ «не входят в систему органов государственной власти» (ст. 12), но тратят бюджетные деньги. В министерстве посчитали, что раз нет адекватных КПРМ, то и бюджетных кредитов моногородам не будет. А то ведь согласно Бюджетному кодексу муниципальные образования могут претендовать на особый режим кредитования — без обеспечения исполнения своих обязательств по возврату кредита, без уплаты процентных платежей по соответствующему договору (соглашению). Минфин не верит в способность муниципальных образований обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита.
На реализацию инвестиционных программ органам местного самоуправления остаются банковские продукты. Но и тут их наряду с высокими процентными ставками и прочими условиями поджидают эксклюзивные критерии кредитных учреждений. В частности, ВЭБ имеет отдельный меморандум. В соответствии с ним головной офис передал в филиалы «сырые», по его заключению, проекты на доработку и возможное оформление кредитов.
Население тем временем требует от местной власти комфортной среды обитания, что невозможно при нищих муниципальных бюджетах. А альянс с бизнесом в рамках декларируемого муниципально-частного партнерства становится по сути дополнительной нагрузкой на хозяйствующие субъекты. И без этого управленческого инструмента на долю бизнеса приходится сейчас более трети бюджетных вложений регионов и муниципальных образований в социальную сферу. Предприятия вкладывают часть прибыли в объекты муниципальной собственности, замещая тем самым полномочия муниципалитетов. Так, в городе Верхняя Салда (Свердловская область) доля корпорации «ВСМПО АВИСМА» в реализации муниципальной программы «Строительство объектов социальной и коммунальной инфраструктуры на 2009—2011 годы» составляет 63,4% всех расходов целевого проекта и в 1,7 раза превышает «вклад» местного бюджета.
Всего в сфере деятельности крупного российского бизнеса, по оценке экспертов Института регионального развития, находятся 147 подобных моногородов.
Выход видится в создании местных стабилизационных фондов — «подушек безопасности» муниципальных образований в складывающейся ситуации. Но нужна соответствующая правовая база, чтобы проверяющие и контролирующие структуры не имели претензий к муниципалитетам за нецелевое использование бюджетных средств.
Предложения Министерства финансов РФ по изменению Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов
Есть |
Предлагается |
Субъект РФ может обратиться в Минфин России за предоставлением бюджетного кредита «при наличии на территории субъекта Российской Федерации монопрофильных муниципальных образований, включенных в перечни монопрофильных муниципальных образований с высокой степенью проявления кризисной ситуации в социально-экономической сфере и (или) находящихся в зоне повышенной степени риска (далее — монопрофильные муниципальные образования)». Пункт 3 |
Исключить слова в кавычках |
Бюджетный кредит может предоставляться бюджету субъекта РФ: д) для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований. Подпункт «д» был введен постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1178 |
Исключить подп. «д» |
Размер бюджетного кредита определяется исходя из бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил... «а также исходя из размера расходов на реализацию программы мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований». Пункт 6 |
Исключить слова в кавычках |
Бюджетные кредиты предоставляются по процентной ставке, установленной в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год: б) на частичное покрытие дефицита бюджета Российской Федерации, «а также на реализацию мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований» — на срок до 3 лет. Пункт 7 |
Исключить слова в кавычках |
В целях обеспечения контроля: б) субъекты Российской Федерации — получатели бюджетного кредита, предоставляемого для реализации мероприятий по поддержке монопрофильных муниципальных образований, представляют в Министерство регионального развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах использования бюджетного кредита в порядке и сроки, установленные Министерством регионального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Подпункт 10.1 был введен постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 № 1178 |
Исключить п. «б» |
Источник: Минфин России