В восьмом годовом исследовании компании IFC и Всемирного банка «Ведение бизнеса — 2011: улучшение условий для предпринимателей» Россия в рейтинге этих условий опустилась еще на несколько ступенек. Это при том, что она внедрила два регулирующих новшества, призванных облегчить жизнь отечественному бизнесу, в то время как другие страны палец о палец не ударили, но позиций в мировом табеле не потеряли. Объяснить этот обидный факт можно по-разному.
За год, прошедший с прошлого исследования IFC и ВБ, 117 стран провели у себя 216 реформ, нацеленных на улучшение условий для предпринимательства. Особенно активно вели себя государства Восточной Европы и Центральной Азии, 84% которых старались в кризис облегчить участь бизнеса. В этих рядах и Россия — она, по данным исследования, сделала ему два подарка: при получении разрешений на строительство организовала «одно окно» для всех процедур, связанных с использованием земли, а также приняла законодательные меры по защите прав кредиторов и системе банкротства.
Но хвалят в исследовании не ее, наоборот, российская экономика в рейтинге условий ведения бизнеса потеряла по сравнению с прошлым годом семь позиций и опустилась на 123-е место среди 183 стран: сверху — Уганда, снизу — Уругвай. Можно утешиться, что Индонезия, проведя три реформы в угоду бизнесу, опустилась на шесть ступеней и находится всего на две строки выше нас (121-е место). На транспарантах же IFC и Всемирного банка в этот раз начертан Казахстан — он провел четыре реформы, что подбросило его в рейтинге сразу на 15 позиций — на 59-е место.
Справедливо заметить, что больше всего приятных бизнесу новаций (пять) внедрила Литва, но это приподняло ее всего на три ступени — на 23-е место рейтинга. Сингапур за последний год ни одной реформы не провел, однако сохранил первое место, а сделавший два новшества Гонконг остался при своем втором. Таких примеров хватает.
Но в этом, казалось бы, произволе с ранжированием своя логика имеется. В странах с развитыми экономиками реформы по созданию благоприятных условий для бизнеса в основном давно прошли, потому прозябают они в верхней части рейтинга, в тесноте и с трудом подвигая друг друга на одну-две строки. В том же Сингапуре, где бизнесу уже не первый год предложены лучшие на земле условия, видимо, придумать что-то новое трудно.
Другое дело государства, где есть обширные поля улучшения условий для предпринимательства, их порывы на этом поприще и получают наибольшую поддержку и продвижение по рейтингу. В этот раз вымпел передовика достался Казахстану, в прошлом году восхищались Киргизией, за раз махнувшей в рейтинге с 80-го на 41-е место, несколько лет назад на руках носили Грузию. Она, кстати, с четырьмя новациями за год выиграла еще одну позицию и вышла на 12-е место. Даже смущает, что под ней стоят Финляндия (13-е место), Швеция (14-е), Южная Корея (16-е), Япония (18-е), Германия (22-е), Франция (26-е) и другие продвинутые в плане бизнеса и условий для него страны.
Впрочем, между созданием хороших условий для предпринимательства и высоким развитием экономики связь не быстрая — могут пройти годы, чтобы условия дали ощутимую отдачу. К тому же в странах могут иметься факторы, перечеркивающие привлекательность бизнес-стимулов. К примеру, в исследовании IFC и ВБ «не оценивается безопасность, макроэкономическая стабильность, коррупция, уровень квалификации или прочность финансовых систем».
Оцениваются простота организации и закрытия бизнеса, получения разрешений на строительство, регистрации собственности, получения кредита, уровень защиты инвесторов, налогообложение, условия международной торговли, надежность исполнения контрактов. В предыдущих рейтингах учитывались также условия найма работников, но нынче эту позицию авторы исследования опустили. Возможно, потому, что вызванная кризисом безработица сделала ее деликатной и вносящей временную дисгармонию в рейтингование.
Заметим также, что рейтинги хотя и верно отражают картину в целом, но на буквальную точность претендовать не могут. Исследования IFC и ВБ не исключение. Например, если поднять их предыдущие рейтинги, нетрудно заметить, что в прошлом году Россия заняла не 116-е, а 120-е место. Получается, уступила она не семь, а три ступени. Или тот же Казахстан — в прошлогоднем исследовании числится не на 74-м, а на 63-м месте. Китаю, наоборот, 11 мест прибавили. Гонконг, оказывается, не сохранил вторую строку в рейтинге, а отвоевал ее у Новой Зеландии. Два года кряду, как следует из нового исследования IFC и ВБ, лежащий на самом дне рейтинга Чад в прошлогоднем списке был на пять мест выше. И так далее…
Год кризиса внес основательные поправки в данные прошлого рейтинга? Но такие корректировки обнаруживаются и до него. Тем не менее посматривать на себя в мировом табеле о рангах полезно. К примеру, у России из девяти вышеназванных позиций лучшая — у «регистрации собственности»: 51-е место, но и самая большая потеря за год — шесть рейтинговых ступеней, хотя оценочные параметры ровно те же, что и год назад. Вывод: если хочешь оставаться на месте, надо все-таки бежать.
И еще. У наших соседей по БРИК — в Индии и Бразилии, судя по рейтингу, условия для ведения бизнеса хуже, чем в России. Однако по темпам роста своих экономик эти «соседи» от нас уже далеко впереди. Рейтинги, видно, не читают.
Рейтинг стран по условиям ведения бизнеса
Место в 2010 г. |
Место в 2009 г. |
Страна
|
Количество реформ
|
1 |
1 |
Сингапур |
0 |
2 |
2 |
Гонконг |
2 |
3 |
3 |
Новая Зеландия |
1 |
4 |
4 |
Великобритания |
2 |
5 |
5 |
США |
0 |
6 |
6 |
Дания |
2 |
7 |
9 |
Канада |
2 |
8 |
7 |
Норвегия |
0 |
9 |
8 |
Ирландия |
0 |
10 |
10 |
Австралия |
0 |
… |
|
|
|
БРИК |
|
|
|
79 |
78 |
Китай |
1 |
123 |
116 |
Россия |
2 |
127 |
124 |
Бразилия |
1 |
134 |
135 |
Индия |
2 |
… |
|
|
|
174 |
174 |
Тимор |
1 |
175 |
179 |
Конго, Дем. Респ. |
3 |
176 |
175 |
Гвинея-Бисау |
1 |
177 |
177 |
Конго, Респ. |
1 |
178 |
176 |
Самоа и Принсипи |
1 |
179 |
178 |
Гвинея |
0 |
180 |
180 |
Эритрея |
0 |
181 |
181 |
Бурунди |
1 |
182 |
182 |
ЦАР |
0 |
183 |
183 |
Чад |
0 |
Источник: DOING BUSINESS 2011