Бизнес готовится к росту

| статьи | печать

Большинство компаний уже начало подготовку к периоду экономического роста, показывают исследования международных консалтинговых компаний SAS Institute и Ernst & Yang. Основные источники тревоги топ-менеджеров на сегодняшний день — высокий уровень неопределенности и снижение нормы прибыли. Чтобы преодолеть эти барьеры, компании меняют свои бизнес-стратегии, переходя от снижения расходов к активному внедрению инноваций и быстрому реагированию на вызовы рынка.

Уровень неопределенности и волатильности на рынках сегодня превышает докризисные значения, считают более половины руководителей предприятий, опрошенных компанией E&Y. Разнонаправленное движение рынков отмечают и участники форума SAS Russia 2010, которые высказали свое мнение в опросе представителей бизнеса.

Почти половина топ-менеджеров компаний, ответивших на вопросы E&Y, обеспокоены проблемой снижения цен, и около трети руководителей предприятий отмечают рост затрат на оплату труда и производство. Как результат, общим лейтмотивом высказываний директорского корпуса становится недовольство сокращением нормы прибыли.

Доля топ-менеджеров, прогнозирующих увеличение цен на свою продукцию в будущем, мала. Почти 60% опрошенных E&Y директоров компаний считают, что темпы роста цен будут соответствовать уровню инфляции или будут немного ниже его. А исследование SAS показало, что только 8% предпринимателей рассчитывают на увеличение цен на свою продукцию.

Кроме того, отрицательное влияние на норму прибыли оказывает рост основных производственных затрат. На их увеличение указывают 29% опрошенных E&Y, при этом 31% респондентов отмечают рост расходов на оплату труда. По оценке «капитанов» бизнеса, увеличение расходов на оплату труда происходит вследствие ужесточения конкуренции между компаниями за профессионально подготовленных сотрудников.

Смена приоритетов

Острота проблемы снижения расходов компаний на производство своей продукции, судя по данным исследований обеих консалтинговых фирм, постепенно снижается и отходит на второй план.

Если в период кризиса, подчеркивают руководители предприятий, принявшие участие в опросе SAS, порядка 70% антикризисных мероприятий было связано со снижением затрат, то на фазе выхода из кризиса их доля составляет около 40%.

На первый план выходят внедрение инноваций в производство, организация грамотного целевого маркетинга и освоение новых продуктов, способных удовлетворить быстро меняющиеся запросы потребителей.

При сравнении успешных компаний с другими предприятиями, принимавшими участие в исследовании E&Y, видны существенные расхождения в приоритетах их работы в посткризисный период. Так, 31% компаний, демонстрирующих низкие результаты, планирует и в дальнейшем концентрировать усилия в области сокращения затрат. А многие успешные предприятия к настоящему моменту уже добились повышения эффективности затрат, и теперь сосредоточивают свое внимание на мероприятиях по индивидуализации продукции и расширению доли рынка. Эксперты прогнозируют, что давление на фирмы с высоким уровнем затрат будет усиливаться, а это в краткосрочной перспективе может привести к сокращению их доли рынка.

Ключевое значение инноваций как фактора выживания бизнеса сегодня отмечает 71% респондентов E&Y. При этом в целях повышения выручки более половины предприятий начали продвигать на рынках новые продукты или услуги.

Другой приоритетной задачей компаний стало выявление дополнительных возможностей для роста их доли на существующих рынках: 58% участников исследования планируют продавать новые продукты и услуги на рынках, где они уже ведут свою деятельность.

Вместе с тем, по мнению 63% респондентов E&Y, проекты по внедрению новых продуктов и услуг приносят более высокие результаты по сравнению с трансформационными инновациями.

Еще одним фактором успеха в посткризисной борьбе за выживание становится быстрота реакции и гибкость реагирования на запросы потребителей. По словам аналитика E&Y Джея Ниббе, сегодня компании должны быть готовы реагировать на стремительные изменения в области спроса, экономических условий и рыночной конъюнктуры.

Оперативность является ключевой характеристикой успешных компаний во всех отраслях, и с ростом конкуренции на мировом рынке ее значение будет только усиливаться.

Деньги лучше свои, а репутация — без пятен

Большая часть компаний пока избегает привлечения заемного капитала для развития своего бизнеса. Результаты исследования E&Y демонстрируют отсутствие у предприятий возможности или намерения выходить на рынки капитала. Несмотря на низкие процентные ставки, лишь 36% респондентов рассматривают возможность привлечения заимствований для финансирования расширения своей деятельности.

Более половины опрошенных, по словам управляющего партнера компании E&Y по России Александра Ивлева, планируют финансировать будущий рост за счет собственных резервов денежных средств. Поэтому дальнейшие усилия по наращиванию имеющегося оборотного капитала приобретают большое значение.

В условиях растущей конкуренции все более важную роль играет укрепление бренда и улучшение репутации компании, уверен 61% опрошенных E&Y. Мероприятия по укреплению бренда позволяют выделиться на фоне конкурентов и повысить лояльность клиентов. В связи с этим, прогнозируют эксперты, в течение ближайших двух лет нам предстоит наблюдать увеличение количества соответствующих маркетинговых мероприятий.

С этим тезисом согласны и представители бизнеса, принявшие участие в опросе SAS. По их оценке, успех развития предприятий сейчас наполовину зависит от активных маркетинговых мероприятий, способных поддержать долю компании на сегодняшних волатильных рынках.

Почти половина компаний, участвовавших в опросе E&Y, повысила прозрачность бизнеса и регулярность обмена информацией с заинтересованными сторонами. При этом треть предприятий сегодня готовит дополнительные отчеты нефинансового характера.

В тихую гавань развитых рынков

Неопределенность экономических условий привела к смене территориальных приоритетов развития большинства крупных компаний. Более половины (60% опрошенных E&Y топ-менеджеров) в качестве возможного плацдарма для прибыльного роста назвали развитые рынки. Они мотивируют такой подход тем, что на развивающихся рынках придется действовать в условиях повышенной конкуренции со стороны как местных игроков, так и зарубежных компаний.

Следует заметить, что год назад при проведении аналогичного исследования представители международных компаний придерживались диаметрально противоположного мнения, выбирая развивающиеся рынки в качестве основной площадки для расширения своего бизнеса.

«Развивающиеся рынки обладают колоссальным потенциалом для роста, — комментирует изменение территориальных приоритетов предприятий Дж. Ниббе, — но в связи с усилением конкуренции в глобальном масштабе компании вынуждены переоценивать свою рыночную стратегию».

Справка
Исследование E&Y проводилось в октябре нынешнего года. В нем приняли участие около 1500 руководителей высшего звена, членов советов директоров и исполнительных директоров компаний из разных стран мира. Полученные результаты сравнивались по высокому и низкому уровням показателей эффективности деятельности по каждому сектору экономики на основе EBITDA и темпов роста выручки.
Исследование SAS было организовано среди участников форума SAS Russia 2010, проходившего на этой неделе в столице и собравшего около 500 представителей российского и зарубежного бизнеса.