Бизнес считает, что платит и за себя, и за государство, и за граждан, и за льготы соседнему предприятию. Согласно экспертным оценкам РСПП, примерно у четверти компаний в 1-м полугодии налоговая нагрузка в два раза превышала темпы роста выручки.
Последние законодательные инициативы в сфере социального страхования, в частности повышение единого социального налога, по заключению многих экспертов, связаны с потребностью формирования целевых бюджетных доходов на реализацию затратных долгосрочных программ. К примеру, на финансирование строительства автомобильных дорог.
Растет риск подогрева инфляции
Основной причиной роста нагрузки стал осуществленный в этом году переход от единого социального налога к страховым выплатам в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Намеченное в следующем году повышение ставок по социальным страховым взносам с 26 до 34% приведет, по расчетам специалистов, к снижению рентабельности предприятий от 2 до 65%. Разброс показателей связан с разной долей расходов на оплату труда в разных отраслях. У сырьевых компаний она составляет 10—15%, а в сфере интеллектуальных услуг — более 50%.
В результате бессмысленно будет заниматься, например, деревообработкой. Средняя рентабельность в этой отрасли — 2,7%. При росте расходов по статье «Фонд оплаты труда» предприятия будут работать в убыток и встанут перед выбором — сокращать рабочие места или уменьшать заработную плату. При любом варианте снизятся доходы федерального и региональных бюджетов. В том числе целевые сборы на модернизацию экономики, которой нужны здоровые и обученные работники, заинтересованные в наличии рабочих мест и достойной оплате труда. Однако чем больше собирается налогов и других платежей с юридических лиц, тем меньше средств остается у предприятий, а бюджет теряет налоговые поступления для инвестиций в профессиональное образование и социальную сферу.
По мнению президента РСПП Александра Шохина, даже однопроцентная прибавка к расходам оказывается крайне чувствительной для большого числа предприятий, на которых работают миллионы человек. В благополучном 2008 г. в ряде секторов экономики доля убыточных организаций превышала 30%. В деревообработке этот показатель составлял 51,3%. Между тем страховые взносы на обязательное медицинское страхование уже увеличены с 3,1 до 5,1% фонда оплаты труда хозяйствующих субъектов.
При рассмотрении проекта бюджета ФОМС на трехсторонней комиссии представители РСПП обращали внимание участников дискуссии, что доходы этого фонда за счет взносов работодателей увеличиваются почти в три раза, тогда как только 1/5 взноса идет на медицинское обслуживание. Остальные средства направляются на развитие технической базы медицинских учреждений, дотирование медицинского обслуживания неработающего населения. Предлагался компромиссный вариант — увеличить взносы работодателей на 2% в качестве обособленного платежа, вводимого только на два года — 2011 и 2012 гг. Но решение принято. И нагрузка на фонд оплаты труда у многих компаний возросла почти на 40%, а на предприятиях угольной промышленности — на 46,7%.
Тем временем в рамках модернизации системы социального страхования и социальных услуг намечаются новые решения. Обсуждается, в частности, возможность введения обязательного страхования утраты трудоспособности вместо досрочной пенсии. Планируется увеличить тариф взносов на обязательное страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве для горнодобывающих, металлургических и строительных компаний.
Нагрузка возрастет не только в реальном секторе экономики. В образовании, здравоохранении и сфере социальных услугах рост взносов в социальные фонды может составить не менее 200 млрд руб., которые надо заложить в расходы федерального и региональных бюджетов. Это примерно 20% суммы, которую можно выручить от повышения.
Вкупе принятые и готовящиеся решения способны подстегнуть инфляцию с той стороны, с которой ее никто не ждет.
Возникает риск миграции экономики в серую зону
Растущая нагрузка на бизнес может нанести чувствительный удар еще по модернизационной и инновационной стратегиям развития страны, по инвестиционной привлекательности России, считает большинство практиков и аналитиков. Следствием изменения структуры и объема инвестиционных программ станет рост себестоимости производимых продуктов и оказываемых услуг. Возрастет риск сокращения найма и роста безработицы среди экономически активного населения. Это в лучшем случае, то есть при умеренном росте финансовой и административной нагрузках. При максимальном росте не исключены вывод активов за рубеж, продажа или закрытие бизнеса. В целом реальный сектор экономики может вновь двинуться в сторону серой зоны.
Тем не менее «просто критиковать власть за слишком высокий уровень нагрузки — неконструктивный подход», считает руководитель РСПП. В общероссийском объединении крупных работодателей подготовлен пакет предложений, предусматривающих принятие компенсационных и стимулирующих мер по уменьшению финансового давления. Иначе хозяйствующие субъекты потеряют всякий интерес к инвестициям в развитие. Бизнес должен быть уверенным в завтрашнем дне намного больше, чем в росте высоких налогов, говорит А. Шохин.
Он выразил консолидированное мнение работодателей и профсоюзов о том, что в условиях ограниченности в среднесрочной перспективе бюджетных средств надо в первую очередь повышать эффективность и прозрачность расходования средств, а не увеличивать прямую нагрузку на бизнес. Следует законодательно зафиксировать перечень мер по стимулированию инвестиционной активности компаний на среднесрочный период.
От миграции реального сектора экономики в тень убережет минимизация налоговых и иных обязательных платежей. А сокращение соцпакетов и снижение объемов добровольного страхования минимизируют непрофильные расходы субъектов хозяйственной деятельности на легальной основе. Эти и другие предложения содержатся в резолюции октябрьского заседания правления РСПП.
Бизнес-сообществу не нравится, когда одна сторона решает, сколько должны платить представители другой стороны и сколько должны получать представители третьей стороны.
Работодатели считают, что базовыми направлениями совместной работы бизнеса, государства и общества по исправлению ситуации могут быть уменьшение избыточного регулирования предпринимательства, передача полномочий, где это возможно, бизнесу. А государство может сделать более жесткими процедуры принятия решений и одновременно повысить ответственность чиновников.
К сведению
Основные компоненты прямых и косвенных нагрузок на бизнес
Финансовая нагрузка:
- налоги;
- обязательные социальные платежи;
- таможенные платежи;
- товары/услуги естественных монополий;
- штрафные санкции;
- судебные расходы.
Административная нагрузка:
- обязательное страхование;
- принудительно-добровольная социальная ответственность;
- доступ к финансовым ресурсам;
- лицензии, разрешения;
- контроль/надзор.
Источник: РСПП
Динамика налоговой нагрузки по отдельным отраслям, % от 1-го полугодия предыдущего года
|
2009 г. |
2010 г. |
Металлургическая отрасль |
14,8 |
18,8 |
Транспорт и сфера услуг |
12,1 |
13,6 |
Машиностроение |
11,1 |
10,5 |
Нефтегазовый и энергетический сектор |
7,2 |
7,9 |
Источник: РСПП