Разработка принятого Федерального закона от 04.10.2010 № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О рынке ценных бумаг“ и отдельные законодательные акты РФ» была предусмотрена еще планом мероприятий по реализации стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006—2008 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ от 01.06.2006 № 793-р (п. 15 плана). К слову, со дня внесения законопроекта в Госдуму до дня его официального опубликования прошло ровно три года.
Основная часть изменений в Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 39-ФЗ), устанавливающая новый перечень существенных фактов, подлежащих обязательному раскрытию, вступила в силу 8 октября.
Основные изменения, предусмотренные принятым законом, связаны с уточнением и расширением перечня сведений, признаваемых существенными фактами. Можно сказать, что он фактически сформулирован заново. Правительство РФ, выступившее автором поправок, стремится усилить информационную прозрачность эмиссии ценных бумаг, которая является фундаментальным принципом функционирования современного фондового рынка и гарантией защиты прав акционеров и инвесторов, вкладывающих средства в ценные бумаги.
К числу существенных фактов новой редакцией ст. 30 Закона № 39-ФЗ отнесены сведения о внутрикорпоративном управлении, судебных исках, предъявляемых к эмитенту, контролирующих и подконтрольных лицах, крупных сделках и другие сведения, оказывающие существенное влияние на стоимость эмиссионных ценных бумаг.
Законом № 39-ФЗ также определены основания освобождения эмитента от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации о ценных бумагах, правовой режим информации о ценных бумагах.
Согласно новой ст. 30.1 Закона № 39-ФЗ по решению ФСФР эмитент, являющийся акционерным обществом, может быть освобожден от обязанности раскрывать или предоставлять информацию. Указанное решение принимается на основании заявления эмитента (кстати, это решение на уровне акционерного общества принимается общим собранием акционеров большинством в три четверти голосов акционеров — владельцев голосующих акций, участвующих в общем собрании акционеров) при одновременном соблюдении следующих условий:
1) решение об обращении ФСФР с заявлением принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах»;
2) у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;
3) акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже или ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
4) число акционеров эмитента не превышает 500.
К подробной информации об эмитенте, предусмотренной п. 5 ст. 22 Закона № 39-ФЗ в качестве обязательного элемента проспекта эмиссии, относится информация о подконтрольных эмитенту организациях.
Поправками в ст. 22.1 и 25 Закона № 39-ФЗ исключено наличие вины как основания для наступления солидарной ответственности лиц, подписавших проспект эмиссии ценных бумаг или отчет о выпуске ценных бумаг, за убытки, причиненные эмитентом инвестору или владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в проспекте или отчете недостоверной, неполной или вводящей в заблуждение информации.
Кроме того, принятым законом установлено, какие лица могут быть признаны контролирующими и подконтрольными по отношению друг к другу.
Правительство РФ уверено, что внесенные в Закон № 39-ФЗ поправки приведут к повышению прозрачности российских эмитентов и улучшению условий для инвестирования на российском фондовом рынке, а также будут способствовать улучшению инвестиционного климата в России и повышению доверия инвесторов к эмиссионным ценным бумагам и другим финансовым инструментам российских эмитентов.
Возможно. Но все-таки его принятие не единственный и далеко не самый существенный фактор для создания привлекательного инвестиционного климата в России. Нагрузка же на эмитентов, связанная с раскрытием информации о выпуске ценных бумаг, с принятием новелл возрастет. Хочется надеяться, что эти поправки помимо увеличения затрат будут иметь положительные последствия в виде повышения доверия между эмитентом и инвестором.