Общественным организациям инвалидов Налоговый кодекс РФ предоставляет право использовать льготу по НДС, если они соответствуют заданным критериям. Случается, что все критерии формально соблюдены, но при этом доход от предпринимательской деятельности такой организации полностью не направлен на уставные цели. Грозит ли это претензиями налоговиков к применению льготы? Какую позицию занимают суды при разрешении таких споров?
Налогоплательщики пребывают в уверенности
Недавнее постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ явило интересный и поучительный пример по этому поводу.
Налоговым кодексом РФ освобождаются от уплаты НДС товары (работы, услуги), реализуемые общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% (подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Таким образом, эта норма содержит три условия (правовых основания) для использования налогоплательщиками права на налоговое освобождение:
1) лицо является общественной организацией инвалидов;
2) в состав ее членов входит не менее 80% инвалидов и их законных представителей;
3) реализуются указанные в данной статье товары (работы, услуги), производимые общественными организациями инвалидов.
Если организация соответствует всем трем условиям (факт их соблюдения подтверждается документами, оформленными в соответствии с требованиями закона), можно ли по каким-либо иным основаниям отказать ей в праве использовать льготу, установленную указанной нормой?
Нет, нельзя, заключают арбитражные суды, рассматривая споры организаций с налоговыми инспекциями на этот счет (постановления ФАС Поволжского округа от 28.09.2006 по делу № А65-1319/2006-СА2-11, Северо-Западного округа от 06.12.2007 по делу № А44-650/2007, Волго-Вятского округа от 10.02.2005 № А39-1001/2004-96/11 и Уральского округа от 23.05.2007 № Ф09-3867/07-С2).
Вместе с тем речь идет об уменьшении размера налоговой обязанности вследствие получения налоговой льготы. То есть о налоговой выгоде.
В знаковом для разрешения налоговых споров постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» сказано буквально следующее: «Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы».
Данный тезис укрепляет уверенность налогоплательщиков в их праве на получение, в частности, данной налоговой льготы при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.
Инспекция настаивает на своем
Тем не менее даже при наличии всех указанных документов налоговые инспекции не оставляют попыток признать использование данной налоговой льготы неправомерным путем доказывания недобросовестности налогоплательщика в использовании налоговой выгоды. Часто им это не удается, так как суды указывают, что доводы инспекций о недобросовестности организации не опровергают условия, с которыми законодатель связывает право на получение льготы, установленной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Однако недавно налоговики добились удачного для себя исхода подобного спора. Последнее решение по делу принял Президиум ВАС РФ (постановление от 14.09.2010 № 1809/10). Каким же образом инспекция доказала, что налогоплательщик не соответствует одному из критериев?
Обратим внимание на формулировку «общественными организациями инвалидов», приведенную в подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ. Что вкладывается в это понятие?
Согласно ст. 7 Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ) общественная организация — это организационно-правовая форма общественного объединения. Общественное же объединение — это статус (ст. 4 и 5 Закона № 82-ФЗ).
Если исходить из того, что налогоплательщик должен соответствовать лишь организационно-правовой форме общественной организации, то проблем у него действительно не возникает. Но такое толкование закона является необоснованно узким, поскольку, будучи общественной организацией инвалидов, данная организация наделена еще и соответствующим статусом, которому она также должна соответствовать.
О статусе общественного объединения говорит определение этого понятия: это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели) (ст. 5 Закон № 82-ФЗ).
Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80%, а также союзы (ассоциации) указанных организаций (ст. 33 Федерального закона от 24.11.95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Таким образом, факт соответствия первому условию подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ должен устанавливаться с учетом соблюдения налогоплательщиком не только организационно-правовой формы, но и статуса общественного объединения инвалидов.
С этой точки зрения президиум ВАС РФ и разрешил дело. Его обстоятельства таковы.
Неполное соответствие закону
Организация, которой инспекция отказала в применении льготы, зарегистрирована как общественная организация инвалидов, и среди ее членов не менее 80% инвалидов.
Налоговый орган указывал на то, что предпринимательская деятельность организации не соответствует целям и задачам организации, о чем свидетельствуют низкий процент вовлеченных в деятельность организации инвалидов, высокий процент заработной платы работников, не являющихся инвалидами, занятых в предпринимательской деятельности, низкая доля расходов, направленных на уставные цели организации. Названные обстоятельства, по мнению инспекции, свидетельствуют о неправомерном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Три первые судебные инстанции пришли к выводу, что организация вправе применять налоговую льготу по НДС, поскольку соблюдены все условия, предусмотренные подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Однако Президиум ВАС РФ отнесся к доводам инспекции более внимательно. Он назвал существенными для разрешения данного дела следующие нормы и обстоятельства.
Общественные организации являются некоммерческими организациями (ст. 117 ГК РФ). В силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Исходя из ст. 37 Закона № 82-ФЗ общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.
Другими словами, предпринимательская деятельность общественного объединения, в том числе созданного в форме общественной организации, должна быть дополнительной, выражающейся в том, чтобы способствовать созданию материальной базы, которая позволила бы более эффективно реализовать свои уставные цели.
Между тем приказом руководителя организации создан участок «Транспортный», образованы производственный и строительный отделы для осуществления предпринимательской деятельности. Какой-либо другой деятельности, связанной с выполнением определенных положением и уставом целей и задач, указанные структурные подразделения организации не осуществляли. Для ведения предпринимательской деятельности организация привлекала физических лиц, не являющихся ее членами, с которыми заключала трудовые договоры.
Численность работающих в организации инвалидов составила 2,2% среднесписочной численности работающих. Подавляющее число работников, не являющихся членами организации, было занято в предпринимательской деятельности, и фонд их заработной платы составил 98,7% в общем фонде заработной платы. Удельный вес суммы расходов, направленной на уставные цели, в общей сумме выручки, полученной от коммерческой деятельности, составил 0,6%.
Данные обстоятельства, по мнению Президиума ВАС РФ, свидетельствуют о том, что защита прав и интересов инвалидов, обеспечение им равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни, а также интеграция их в общество, являющиеся целью деятельности организации, не были приоритетными в ее деятельности.
Сумма заявленных льгот по НДС составила более 2 млн руб., а сумма средств, направленных на уставную деятельность (включая заработную плату работников, занятых в социальных программах, и затраты правления Всероссийского общества инвалидов), — 7,9% суммы налоговой льготы, то есть налоговая выгода явно несоразмерна этой сумме.
Президиум ВАС РФ отметил, что статус общественной организации инвалидов не может использоваться преимущественно для получения налоговой выгоды, как это имело место в данной ситуации.
Между тем обстоятельства дела свидетельствуют о том, что основной целью деятельности организации фактически являлось получение доходов, а не обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия во всех сферах общественной жизни и их общественной интеграции.
Президиум ВАС РФ сделал вывод, что при указанных обстоятельствах налоговая выгода не может быть признана обоснованной с учетом правовых позиций, изложенных в постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53. Значит, общественная организация, для которой связанная с получением дохода деятельность является приоритетной по отношению к уставной деятельности, не вправе применять льготу, предусмотренную подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ.
Разобранная ситуация поучительна. Собранные инспекцией данные действительно обнаружили, что предпринимательская деятельность организации не служила достижению уставных целей, а значит, организация не соответствует своему статусу. С учетом принятого решения шансы налоговых органов на успех в судах резко повысятся, если они будут столь же тщательно собирать информацию о роли предпринимательской деятельности общественной организации инвалидов.