Разъяснения Минфина России будут полезны компаниям, которые оказывают услуги населению, применяют по этому виду деятельности ЕНВД и отказались от использования кассового аппарата. По мнению финансового ведомства, такие организации должны вместо кассового чека выдавать покупателям только бланки строгой отчетности.
Из-за чего возникли трудности
Летом прошлого года вступили в силу изменения, которые дополнили ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) новым п. 2.1. Благодаря поправкам организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕНВД, получили возможность не использовать контрольно-кассовую технику при наличных расчетах. При этом продавец обязан по требованию покупателя выдать документ, подтверждающий прием денежных средств. Это может быть товарный чек, квитанция или иной документ, в котором указаны все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ.
Напомним, какую информацию должен содержать документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг):
-
наименование документа;
-
порядковый номер документа и дату выдачи;
-
наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
-
ИНН организации (предпринимателя);
-
наименование и количество приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
-
сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
-
должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Плательщики единого налога на вмененный доход с радостью воспользовались предоставленным Законом № 54-ФЗ правом не применять кассовые аппараты и стали выдавать по требованию покупателей вместо чека ККТ всевозможные документы. Однако многие компании не учли один нюанс. В пункте 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ есть исключение: его норма не применяется к ситуациям, описанным в п. 2 и 3 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Это означает, что данным порядком не смогут воспользоваться организации и предприниматели, применяющие «вмененку» по такому виду деятельности, как оказание услуг населению.
Дело в том, что для организаций и предпринимателей (независимо от того, какой режим налогообложения они применяют) при оказании услуг населению освобождение от использования в деятельности контрольно-кассовой техники предусмотрено в п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. При этом вместо чека ККТ такие компании должны выдать покупателю бланк строгой отчетности.
Обратите внимание: п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ не содержит формулировки «по требованию покупателя». Поэтому бланки строгой отчетности надо выдавать клиентам всегда.
Не путайте нормы закона!
Казалось бы, какая разница, какой документ — например, товарный чек или бланк строгой отчетности — вместо кассового чека выдаст продавец. В конечном итоге у покупателя на руках будет документ, подтверждающий прием наличных денежных средств.
Оказывается, разница есть. На это обратили внимание специалисты Минфина России в письме от 23.08.2010 № 03-01-15/7-191. По их мнению, организации и предприниматели, оказывающие бытовые услуги населению и применяющие ЕНВД, должны руководствоваться п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. То есть при расчетах с населением без кассового аппарата продавец обязан выдать покупателю бланк строгой отчетности.
Заметим, что аналогичной позиции придерживаются Минэкономразвития России (письмо от 08.04.2010 № Д05-108) и налоговые органы (письмо ФНС России от 17.05.2010 № АС-17-2/238).
Таким образом, организация или предприниматель, которые при наличных расчетах с населением за оказанные услуги не выдадут покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Напомним, что эта норма Кодекса предусматривает штрафные санкции за неприменение ККТ. Размер штрафа:
-
для граждан — от 1500 до 2000 руб.;
-
организаций — 30 000 до 40 000 руб.;
-
должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.
Все смешалось: бланки, люди…
Интересную трактовку применения п. 2.1 и п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ дают суды. В частности, в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 № А32-7002/2010-3/115-5АЖ суд рассмотрел такую ситуацию.
Предпринимателя, который оказывал услуги населению и уплачивал по данному виду деятельности ЕНВД, налоговая инспекция привлекла к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ. Поводом послужил тот факт, что предприниматель при оказании услуг физическому лицу не применил ККТ и не выдал клиенту бланк строгой отчетности.
Арбитры признали решение налогового органа неправомерным. Суд отклонил довод налоговой инспекции, что предприниматель при расчетах с населением обязан был, руководствуясь п. 2 ст. 2 Закона № 54-ФЗ, выдать своему клиенту или кассовый чек, или бланк строгой отчетности. Аргумент — предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход. В действиях предпринимателя нет административного правонарушения, поскольку материалы проверки не содержат сведений о том, что предприниматель отказался выдать по требованию клиента бланк строгой отчетности.
Из рассматриваемого постановления можно сделать следующий вывод. Суды считают, что организации и предприниматели, переведенные на ЕНВД и оказывающие услуги населению, могут руководствоваться п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ. Аналогичная позиция изложена и в постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 № А79-12036/2009.
Как видим, суды трактуют нормы Закона № 54-ФЗ в пользу налогоплательщиков. Но хотим предупредить, что спорный п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ действует чуть больше года. Говорить, что по вопросам его применения сложилась устойчивая арбитражная практика в пользу компаний, пока рано. Чтобы избежать проблем, мы рекомендуем при оказании услуг населению всегда выдавать клиентам бланки строгой отчетности.
Наша подсказка
И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Перечень услуг населению, при оказании которых можно вместо кассового чека выдавать бланк строгой отчетности, содержится в Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденном постановлением Госстандарта России от 28.06.93 № 163.
А виды деятельности, переводимые на уплату единого налога на вмененный доход, перечислены в ст. 346.26 НК РФ. Для применения п. 2 и п. 2.1 ст. 2 Закона № 54-ФЗ необходимо руководствоваться названными документами в совокупности.
Чтобы не ошибиться, в каких случаях плательщикам ЕНВД нужно выдавать покупателям бланки строгой отчетности, а в каких можно отделаться иным документом, советуем воспользоваться нашей подсказкой. Ее мы представили в виде таблицы.
Вид «вмененной» деятельности |
Выдаем бланк строгой отчетности |
Выдаем иной документ |
Оказание бытовых услуг населению |
+
|
- |
Оказание ветеринарных услуг |
+
|
+
|
Оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств |
+
|
+
|
Оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок) |
+
|
+
|
Оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов |
+
|
+
|
Розничная торговля |
–
|
+ |
Оказание услуг общественного питания |
+
|
+
|
Распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций |
–
|
+ |
Распространение наружной рекламы на транспортных средствах |
–
|
+ |
Оказание услуг по временному размещению и проживанию |
+
|
+
|
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети |
–
|
+ |
Оказание услуг по передаче во временное владение и (или) пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организаций общественного питания |
–
|
+ |