Верховный суд РФ подтвердил требование о том, что все без исключения организации, оказывающие услуги в области охраны труда, обязаны пройти соответствующую аккредитацию до 1 декабря 2010 г.
Статьей 217 Трудового кодекса РФ установлено, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и осуществления контроля за их выполнением у каждого осуществляющего производственную деятельность работодателя, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда. При отсутствии у работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции могут осуществлять оказывающие услуги в области охраны труда организации, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.
Необходимость обеспечения требований охраны труда силами работодателя или привлекаемой им организации обусловлена требованиями ст. 219 ТК РФ о труде работника в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, данной статьей предусмотрено право на компенсацию. Однако последним абзацем ст. 219 ТК РФ оговорено, что в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются. Именно в силу этой оговорки обеспечение безопасных условий труда и проведение аттестации рабочих мест по условиям труда становятся выгодными самому работодателю.
Статьей 217 ТК РФ определено, что организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Минздравсоцразвития России согласно п. 1 Положения о министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 321, является тем самым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, условий и охраны труда.
Минздравсоцразвития России в рамках своей компетенции издало приказ от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» (далее — приказ № 205н). К услугам в области охраны труда, требующим аккредитации, приказом № 205н отнесены:
- осуществление функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
- обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Приказом № 205н предусмотрено, что аккредитация осуществляется в заявительном порядке путем подачи в Мин-здравсоцразвития заявления с указанием в нем предусмотренных приложением 2 к приказу № 205н сведений. Должностное лицо Минздравсоцразвития России, ответственное за учет поступивших заявлений, в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления рассматривает поступившие документы. В случае наличия в заявлении всех необходимых сведений Минздравсоцразвития России осуществляет аккредитацию путем внесения сведений в реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Плата за проведение процедуры аккредитации с заявителя не взимается.
Пунктом 3 приказа № 205н установлено, что организации, оказывающие в настоящее время услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, вправе оказывать такие услуги после вступления в силу данного приказа лишь до 1 декабря 2010 г. (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 10.09.2010 № 794н).
Верховный суд РФ своим решением от 06.10.2010 № ГКПИ10-1071 фактически подтвердил правомерность установления Минздравсоцразвития России специальной процедуры прохождения аккредитации организацией, оказывающей услуги в области охраны труда.
Основанием для судебного разбирательства послужило обращение ООО в Верховный суд РФ с заявлением о признании недействующим приказа № 205н в части, не предусматривающей возможность оказывать услуги, включенные в перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, организациями, не прошедшими аккредитацию до установленного приказом срока. Заявление было мотивировано тем, что испытательная аналитическая лаборатория ООО имеет аттестаты, действительные до 12 марта 2015 г., однако не являющиеся аттестатами, подтверждающими аккредитацию, необходимую для деятельности в сфере охраны труда. В соответствии с приказом № 205н общество, несмотря на наличие аттестата с неистекшим сроком действия, вынуждено пройти новую аккредитацию. ООО посчитало, что приказ № 205н нарушает его права на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях и противоречит тем самым ст. 49 Гражданского кодекса РФ, по которой юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Кроме того, по мнению общества, новые нормативные требования министерства противоречат п. 3 и 17 Положения об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 № 163, устанавливающим пятилетний срок действия аттестата аккредитации и возможность осуществления деятельности в течение этого срока.
Однако Минздравсоцразвития России настаивало на том, что оспариваемый приказ № 205н не ограничивает права субъектов предпринимательской деятельности, не возлагает на организации обязанность получать новые аттестаты аккредитации испытательных лабораторий, а предусматривает на основании ст. 217 ТК РФ аккредитацию самих организаций.
Верховный суд РФ подтвердил правовую позицию министерства, указав, что обязательная аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, установлена непосредственно Трудовым кодексом РФ. Министерством в пределах своей компетенции определены лишь перечень соответствующих услуг и правила аккредитации организаций, их оказывающих, а также срок, до истечения которого такие организации обязаны выполнить требование Федерального закона об обязательной аккредитации (1 декабря 2010 г.).
Срок для аккредитации, предоставленный хозяйствующим субъектам, желающим оказывать услуги в области охраны труда, назван судом достаточным для предоставления ими необходимых сведений для обязательной аккредитации, осуществляемой в уведомительном порядке.
Положение об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, на которое ссылалось общество в подтверждение своего требования, имеет иной предмет регулирования и к отношениям, связанным с аттестацией рабочих мест, по мнению ВС РФ, не может применяться.
Данное решение важно не только для организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, но и для всех работодателей, прибегающих к их услугам. С 1 декабря 2010 г. каждый такой работодатель должен будет запрашивать у привлекаемой им для оказания услуг в области охраны труда организации подтверждение наличия аккредитации. Сам работодатель может проверить наличие аккредитации по соответствующему реестру. В приказе № 205н указано, что реестр ведется на бумажном и электронном носителях. Сведения, содержащиеся в нем, являются открытыми и общедоступными. Минздравсоцразвития России размещает их на своем официальном сайте в Интернете в течение десяти дней со дня регистрации заявления. В настоящее время эти сведения можно найти на сайте rao.rosminzdrav.ru.