Арбитражный спецсуд для Сколкова

| статьи | печать

Высший арбитражный суд внес в Госдуму два законопроекта, связанных с созданием Суда по интеллектуальным правам — одного на всю Россию. Идея создания специализированного судебного органа имеет своих сторонников и противников.

В сентябре прошлого года Председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов выступил в Совете Федерации с програм­мной речью, посвященной проблемам арбитражной системы. В частности, он убеждал сенаторов в целесообразности создания Патентного суда, который рассматривал бы дела, требующие от служителей Фемиды специальных знаний. Внесенные в Госдуму проекты свидетельствуют о воплощении в жизнь идеи, которую можно назвать революционной. Ведь появление спецсуда нарушит принцип единства арбитражного процесса.

Первый законопроект именуется «О внесении изменений в федеральные конституционные законы „О судебной системе Российской Федерации“ и „Об арбитражных судах в Российской Федерации“ в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам», второй — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам».

Компетенция

Суд по интеллектуальным правам будет действовать в качестве первой и кассационной инстанций. Апелляционная инстанция признана излишней, а надзорная функция возложена на Президиум Высшего арбитражного суда РФ.

В качестве суда первой инстанции Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать дела двух категорий.

К первой категории относятся дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере охраны результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, в том числе в сфере патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрета производства (ноу-хау), средств индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.

Отметим, что к органам, которые вправе издавать выше­указанные правовые акты, можно условно отнести Роспатент. Из пункта 7 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 299, следует, что данное ведомство не вправе осуществлять в сфере своей деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с селекционными достижениями, имеет право Минсельхоз России. Это установлено п. 5.2 Положения о Минсельхозе России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 № 450.

Ко второй категории относятся дела о предоставлении или прекращении правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юрлиц, товаров, работ, услуг и предприятий (за исключением объектов авторских и смежных прав, топологии интегральных микросхем), в том числе дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности, федерального органа исполнительной власти по селекционным достижениям и их должностных лиц, а также органов, уполномоченных Правительством РФ рассматривать заявки на выдачу патента на секретные изобретения;
  • установлении патентообладателя;
  • о признании недействительным патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, предоставления правовой охраны товарному знаку, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их признания недействительными;
  • досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием.

К упомянутым органам по интеллектуальной собственности и селекционным достижениям можно отнести вышеупомянутые Роспатент и Минсельхоз России. Что касается органов, уполномоченных рассматривать заявки на выдачу секретных изобретений, то к ним отнесены Минобороны России, МВД России, Минздравсоцразвития России, Минпромторг России, ФСБ России и госкорпорация «Росатом». Это следует из постановления Правительства РФ от 02.10.2004 № 514.

Как кассационная инстанция Суд по интеллектуальным правам будет рассматривать дела, рассмотренные им в первой инстанции, а также дела о защите интеллектуальных прав, рассмотренные арбитражными судами первой и апелляционной инстанций. Во втором случае имеются в виду дела, не входящие в компетенцию первой инстанции спецсуда.

А судьи кто?

Вот как обосновывают необходимость создания специализированного арбитражного суда разработчики законопроектов. Прежде всего они ссылаются на увеличение числа споров, связанных с интеллектуальными правами. Их рассмотрение требует специальных знаний, которыми не обладают обычные судьи. Проведение экспертизы не восполняет пробел, поскольку экспертиза сама по себе нуждается в очень серьезной оценке.

Кадровый вопрос предлагается решать так. При объявлении конкурса на должность судьи специализированного суда предпочтение может отдаваться кандидату, имеющему дополнительную специальность и обладающему соответствующей квалификацией. Слово «может» свидетельствует о необязательности требований. Это вызывает недоумение, учитывая предыдущие жалобы на некомпетентность существующего судейского корпуса. Но, похоже, инициаторы создания спецсуда больше уповают не на судей, а на советников — новых участников арбитражного процесса. Они будут привлекаться к рассмотрению дел в случае необходимости выяснения мнения лица, обладающего специальными познаниями в специфических сферах, для оказания независимой помощи суду в уяснении тех или иных обстоятельств дела. При этом специализированному суду предоставляется право привлекать специалиста из числа советников, входящих в аппарат суда и обладающих специальными познаниями.

Если ставка делается именно на компетентных советников, то, может быть, стоило бы ограничиться введением в законодательство этой новой фигуры?

Ждет нас дальняя дорога...

Согласно вносимым поправкам место пребывания Суда по интеллектуальным правам определяется Пленумом ВАС РФ. Однако в июне 2010 г. Председатель ВАС РФ А. Иванов проговорился, указав желаемое для него место — Сколково.

А как быть тем, кто находится за много тысяч километров от иннограда? При желании и наличии необходимых средств добраться до Подмосковья, конечно, можно из любого уголка России. Однако представители разных регионов нашей страны при реализации своего права обратиться в спецсуд будут явно в неравном положении. На это «ЭЖ» обращала внимание более года назад (№ 39 за 2009 г.).

Кстати, по появившейся в СМИ информации, только для создания суда необходима довольно круглая сумма — порядка 2 млрд руб. А его дальнейшее функционирование ляжет дополнительным бременем на усталые плечи российских налогоплательщиков.

Pro и contra

Идея создания Суда по интеллектуальным правам воспринята далеко не однозначно. Обратимся к откликам «простого народа», зафиксированным в президентском видеоблоге.

Надо отдать должное его администратору — в нем отражена довольно широкая палитра мнений. Сам Дмитрий Медведев в целом поддерживает идею.

Начнем с восторгов, прилетевших из провинциальной Удмуртии: «Целиком и полностью поддерживаю идею о создании специализированного суда…»

Житель Саратовской области не только одобряет создание одного спецсуда, но и развивает идею специализации так, что дух захватывает: «Ключ к победе над коррупцией — это создание учреждений, осуществляющих разрешение споров специалистами. Споры по техническим вопросам должны разрешать технари, по финансовым — финансисты и так далее…» Впрочем, мнение этого радикала явно не понравится служителям Фемиды.

Москвич, напротив, иронизирует: «Это для ВТО или есть какое-то разумное объяснение? А почему не ввести специализированные суды только по транспортным делам — там очень много своей специфики — или по финансовым вопросам, в которых многие судьи не очень разбираются?»

Предлагает отправить в отставку российских судей и русскоязычный житель США: «Нынешние суды ввиду некомпетентности судей выносят решения, противоречащие не только закону, но и здравому смыслу… Нужен суд, состоящий из высококвалифицированных экспертов…»

Крик души из Московской области: «Специализированные суды по интеллектуальным правам — это очередной пузырь, который в очередной раз пытаются надуть чиновники от правосудия… Когда что-то совсем перестает работать, в народе говорят: „Поздно пить боржоми“. …Чтобы отечественная судебная система хоть как-то начала выполнять свою прямую функцию, нужно кардинальным образом чистить кадровый состав всех судов вплоть до высших судебных инстанций…»

Земляк президента недоумевает: «Отдельный суд в Москве будет защищать интеллектуальные права москвичей? Остальным будет нереально воспользоваться таким судом?»

Завершим наш обзор посланием с Чукотки: «Думаю, что целесообразно в составе суда предусмотреть одну или несколько единиц, то есть просто судей, которые будут непосредственно заниматься данными вопросами… Зачем дуть и так огромный судейский корпус, создавая отдельный специализированный суд…» Как видим, далекий северный край способен рождать не только анекдоты…