Госдума 3 ноября в первом чтении приняла поправки в законодательство, приравнивающие пиво к алкогольной продукции. Авторы инициативы уверены, что нововведения, которые могут вступить в силу с 1 января 2011 г., позволят остановить рост потребления пива в стране, сопровождаемый увеличением числа пьющих граждан в основном за счет детей и подростков. По мнению пивоваров, принятие поправок — очередная победа водочного лобби, которое добивается конкурентных преимуществ для производителей крепкого алкоголя и слабоалкогольных коктейлей.
оворя о том, что изменения в законопроект об обороте алкогольной продукции подготовили производители крепких алкогольных напитков, пивовары подчеркивают, что один из авторов инициативы депутат Виктор Звагельский пришел в законодательную отрасль из водочной промышленности. В свою очередь депутат, ранее возглавлявший ООО «Водочная Артель Ять», торговый дом «Подмосковные вечера» и группу компаний «Красная звезда» (производство и реализация водки), отрицает свое причастие к бизнесу по производству горячительных напитков.
Если законодатели признают пенный продукт алкоголем, компаниям, желающим заниматься производством и участвовать в обороте пива и напитков на его основе, с 1 января 2011 г. нужно будет получать лицензию на этот вид деятельности. Вместе с тем станет незаконной розничная продажа пива с содержанием спирта более 5% в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности, в том числе на вокзалах, в аэропортах, метро, на оптовых продовольственных рынках, объектах военного назначения, а также на территориях, прилегающих к этим объектам.
Авторы инициативы также хотят наложить вето на реализацию крепкого пива в ларьках, киосках, палатках, контейнерах, с рук, лотков, автомашин и в других местах, не приспособленных для продажи такой продукции. «При этом алкогольные напитки крепостью до 15% останутся на прилавках мелких торговых точек. Таким образом, депутаты — инициаторы законопроекта, прикрываясь заботой о здоровье граждан, по сути предоставляют преимущества газированным алкогольным коктейлям и вину перед пивом», — возмущается Союз российских пивоваров.
По его мнению, законопроект не приведет к достижению декларируемой цели — сокращению масштабов злоупотребления алкоголем. В то же время существенные изменения, которые содержатся в документе, могут нанести вред потребителям. Например, согласно поправкам напитки, изготовленные на основе пива, могут содержать спирт. Пивовары уверены, что таким образом на законодательном уровне разрешается изготовление ерша, что неприемлемо с точки зрения как здоровья потребителей, так и профессиональной этики производителей пива.
Участники рынка полагают, что Федеральный закон
№ 171-ФЗ был принят в 1995 г. для наведения порядка на проблемном рынке крепкого алкоголя и спирта, на котором велика доля нелегальной продукции, произведенной без уплаты акциза. Именно для решения этой проблемы закон ввел лицензирование производства и продажи алкоголя, а также декларирование объемов на каждом этапе движения продукции. Ситуация в пивоваренной отрасли иная: отрасль не имеет теневого оборота и уплачивает налоги в полном объеме, поэтому введение этих мер для пива лишено практического смысла.
Пиво водке не конкурент
Инициатор поправок В. Звагельский с этим мнением не согласен. Он считает, что больше, чем в пивном секторе, контрафакта нет ни в одной отрасли — только 10% пенного напитка выдерживает оценку качества. На обвинения пивоваров в водочном лоббизме депутат отвечает с иронией, подчеркивая, что пиво и водка не конкуренты, а дополняющие друг друга продукты — согласно статистике, чем меньше граждане пьют водку, тем ниже потребление пива в стране.
По мнению авторов документа, необходимость внесения поправок обусловлена социальным заказом. Анализ наркологической ситуации в стране показывает, что увеличение спроса на пиво не приводит к изменению структуры потребления в сторону слабых алкогольных напитков. Рост потребления пенного напитка происходит за счет подростков и женщин детородного возраста, что способствует снижению уровня средней продолжительности жизни и росту показателя преждевременной смертности населения.
Пивовары уверены, что благодаря нововведениям россияне пить меньше не станут, зато новые правила приведут к излишнему администрированию отрасли, дополнительным затратам участников рынка и бюджетным расходам, а также создадут предпосылки для коррупции. При этом производители пива не отрицают, что борьба с чрезмерным употреблением алкоголя должна быть направлена на все виды горячительных напитков, включая пиво. Конкретные шаги в этой области уже предпринимаются — запрет на употребление любого алкоголя за рулем, запрет на продажу любого алкоголя несовершеннолетним и т.д.
«Если называть вещи своими именами, то документ, внесенный депутатом Звагельским, пришедшим в законодательную власть из водочной промышленности, направлен на предоставление конкурентных преимуществ производителям крепкого алкоголя и слабоалкогольных коктейлей. В случае его принятия Россию ждут серьезные изменения в структуре потребления алкоголя. Акцент сместится в сторону крепких спиртных напитков. Водку станут пить чаще и больше», — полагает Вячеслав Мамонтов, председатель исполнительного комитета Союза российских пивоваров. По его словам, законопроект о приравнивании пива к алкоголю идет вразрез с поручением Президента РФ Дмитрия Медведева от 11.09.2009, направленным на борьбу с алкоголизацией населения страны.
Производители устали от испытаний
Участники рынка называют 2010 г. годом испытаний для пивоваров. Из-за троекратного увеличения акцизов с 1 января 2010 г. пивоваренные компании были вынуждены существенно поднять цены. Увеличение стоимости пива, в свою очередь, привело к снижению спроса и сокращению производства. На снижение выпуска также оказали влияние последствия кризиса, падение покупательской способности населения и складские запасы продукции, сделанные в IV квартале 2009 г. в преддверии повышения акциза.
С января по сентябрь 2010 г., по данным Росстата, российская пивоваренная отрасль снизила объемы производства на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Стабильно жаркая погода во многих регионах России в III квартале внесла позитивный вклад в развитие сектора, однако это влияние не смогло полностью нивелировать серьезное сокращение производства в I квартале (–9,7%) и 1-м полугодии (–9,9%). Между тем за девять месяцев 2010 г. производство водки выросло на 8,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Это свидетельствует о последствиях несбалансированной акцизной политики и подтверждает тенденцию переключения части потребителей на крепкий алкоголь. Такое изменение в структуре потребления может привести к усугублению ситуации с алкоголизацией населения страны», — заключают эксперты Союза российских пивоваров.
Владельцы пивоваренных заводов обеспокоены тем, что регулирование отрасли, насчитывающей 250 предприятий различной мощности, все более усиливается. В частности, негативное влияние на индустрию могут оказать поправки в ст. 21 и 22 Закона о рекламе, подготовленные Министерством здравоохранения и социального развития РФ. Законопроект, во-первых, запрещает размещение рекламы пива любой крепости на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Во-вторых, предусматривает увеличение с 10 до 20% площади предупреждающей надписи на рекламных материалах, а также запрещает любую рекламу пива крепостью 5% и более, кроме рекламы в местах продажи и в печатных изданиях, специализирующихся на вопросах производства и оборота пива.
Пивовары сетуют на то, что вносимые в законодательство изменения демонстрируют выборочный подход к регулированию рынка алкогольных напитков, ограничивают свободу действий пивоваренных компаний, в отличие от других производителей напитков, содержащих алкоголь. При этом новые правила не выполняют задачи, возложенные на них законодателями. В частности, фактический рост акцизных сборов, собранных в 1-м полугодии 2010 г., не достиг прогнозируемого Минфином уровня в 200%.
По итогам 1-го полугодия 2010 г. акцизные сборы от оборота пива на территории РФ выросли на 154,1% и составили 35,75 млрд руб. Вместе с тем спад производства пива привел к сокращению налогооблагаемой базы по другим налогам и сборам, поступающим в бюджет от пивоваренной отрасли и смежных секторов. Эксперты прогнозируют, что, несмотря на рост акцизных поступлений, при учете всех этих факторов общий баланс для государственного бюджета может оказаться отрицательным.
К слову сказать, пивоваренная отрасль отличается высокой эффективностью сбора акциза. Сопоставление данных Росстата о розничной продаже с цифрами Федерального казначейства по фактическому поступлению акциза показало, что эффективность сбора акцизов в пивоваренной отрасли составляет 99%. Для сравнения: величина этого показателя в сегменте крепкого алкоголя составляет около 50% (с учетом теневого сектора розничных продаж — около 37%).
Производство пива и водки в январе — сентябре 2009—2010 гг.
|
Сентябрь 2010 г.,
|
Январь — сентябрь 2010 г. |
к январю —
| |
к сентябрю
|
к августу
| |||
Пиво светлое, млн дкл |
76,9 |
101,9 |
70,9 |
95,7 |
Водка, млн дкл |
10,0 |
128,6 |
122,4 |
108,4 |
Источник: Росстат