Увеличение стоимости авиатоплива может привести к резкому подорожанию авиабилетов. По данным информационно-аналитического центра «Кортес», в ноябре московские аэропорты закупали топливо по цене на 7% выше, чем в летнем сезоне. Насколько станут дороже услуги авиакомпаний для потребителей, предсказать сложно. Эксперты сходятся во мнении, что из-за отсутствия четкой системы ценообразования и координации производителей и потребителей авиатоплива в стране цены на авиабилеты поднимутся намного выше, чем себестоимость полетов.
Как заявил 9 ноября заместитель главы Министерства транспорта РФ Валерий Окулов, рост цен на авиатопливо в России обусловлен желанием нефтяников заработать на авиакомпаниях. По его словам, благодаря существенному росту авиаперевозок в этом году после провальных 2008—2009 гг. у авиаперевозчиков появилась «тоненькая-тоненькая финансовая прослойка». «Нефтяники эти деньги подсчитали и планируют забрать в свой карман. Поэтому они решили, хоть к концу года, но повысить цены на авиатопливо», — подчеркнул замминистра.
Увеличение стоимости авиатоплива — основной аргумент, который приводят российские авиакомпании, заявляя о повышении тарифов на перелет. По прогнозам Международной ассоциации воздушного транспорта, в 2010 г. средняя цена на нефть составит 79 долл. за баррель. Затраты на топливо — 26% от эксплуатационных расходов. Для сравнения: в 2000 г. цена на нефть равнялась 35 долл. за баррель. Затраты на топливо — 13% от общих расходов авиационной индустрии.
Однако в пору, когда кризис существенно снизил стоимость нефтепродуктов, эта тенденция почему-то не отразилась на стоимости авиабилетов, как, впрочем, и бензина на автозаправочных станциях. Эксплуатанты объясняют эту коллизию удорожанием услуг аэропортовых ТЗК (топливозаправочных комплексов). Между тем удельный вес этого удорожания, как и самой услуги ТЗК, в стоимости топлива не настолько значителен.
Специалисты, рассматривая динамику изменения цен на авиабилеты в России и США, одновременно накладывая ее на макроэкономические показатели (инфляцию в России и изменение зарплат в США), указывают на принципиальную разницу в подходах к ценообразованию. В условиях высокой конкуренции в США динамика роста цен на авиабилеты следует за динамикой роста зарплат (то есть доходов населения — основного пользователя услуг). В России же, особенно в последнее время, рост стоимости авиабилетов имеет ту же тенденцию, что и рост стоимости авиатоплива. При этом есть пример того, что даже государственное регулирование никак не меняет ситуацию, считают эксперты.
Получается, что за рубежом, в частности в США, гравитация рыночных интересов в значительной степени учитывает социальный аспект. А в России рынок топлива, причем как автомобильного, так и авиационного, зависит скорее не от мировых тенденций, а от избыточного спроса. Реагирует он не на изменение мировой конъюнктуры, а на административное указание «сверху».
Это подтверждают даже представители эксплуатантов. У нас, по мнению финансового директора S7 Airlines Ильи Александровского, «стоимость авиабилета определяется скорее рынком и конкурентной ситуацией, нежели структурой затрат».
Немало претензий у авиакомпаний и к государственному регулированию. Большей частью они касаются чересчур осторожных послаблений главным регулятором правил игры. Но вот что характерно — практически ни одно из послаблений никак не сказывается на стоимости услуг для конечного потребителя. Можно предположить, что на эту закономерность не повлияет и недавнее решение Комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана о временном обнулении ввозных пошлин на пассажирские самолеты вместимостью от 111 до 160 кресел, а также свыше 219 кресел. Ослабление протекционистских барьеров, призванных защитить продукцию российских авиапроизводителей, пассажиры по обыкновению на собственных кошельках не ощутят.
Конечно, протекционизм не единственный инструмент, обеспечивающий госрегулирование. Есть примеры, указывающие и на чрезвычайную расплывчатость социальной позиции государства. В свое время ФАС обнаружила перегибы ценообразования авиабилетов «Аэрофлота» (контрольный пакет принадлежит государству) на калининградском направлении. В пору, когда эксплуатант «конкурировал на этом направлении с „КД-авиа“, цены на билет были низкими — от 4000 до 6000 руб. Теперь „КД-авиа“ нет, „Аэрофлот“ стал монопольным перевозчиком на этом направлении, и билет стал стоить 12 000 руб. То есть не на 10 или 20% выросла цена, а в два раза», — сообщает зампред Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко. Он справедливо указывает: «Вопрос должен задаваться государству. Что оно хочет — чтобы „Аэрофлот“ был коммерческой компанией, зарабатывал деньги и дивидендами делился с основным акционером — государством либо „Аэрофлот“ должен обеспечивать доступность перевозок. Это совершенно разные задачи».
«Ценообразование на авиабилеты очень непрозрачно. Единственное, что покупатель точно видит при покупке билета — это сумму топливного сбора», — говорит начальник Управления контроля транспорта и связи Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Рутенберг. Обратив внимание на ноябрьский скачок цен на автомобильное топливо и авиакеросин, ФАС России решила проверить обоснованность удорожания горючего в рознице и мелком опте. Для этого ведомство направило запросы в нефтяные компании с требованием до конца месяца представить отчет, разъясняющий, с чем связана ценовая динамика. Среди возможных причин чиновники называют рост мировых цен на нефтепродукты, сезонный переход на производство зимнего дизельного топлива и введение акцизов в 2011 г.
Напомним, что ревизии, проведенные антимонопольным ведомством в 2008—2010 гг., доказали, что рост цен на нефть приводит к увеличению стоимости авиатоплива и тарифов на перелет. Однако удешевление горючего на ценообразование продуктов и услуг не влияет. Исправить ситуацию на топливном рынке должна действующая система таможенного регулирования. «Система установления пошлин приводит к тому, что рост цен на внутреннем и внешнем рынках в текущем месяце приводит к росту пошлин, а это в свою очередь — к снижению цен на внутреннем рынке в следующем месяце», — отмечают в ФАС России. Как упорядочить ценообразование на услуги авиакомпаний, чиновники пока не придумали.