Мир меняется и динамично развивается. Управленческие решения приходится принимать быстро и оперативно, работать на опережение. Для этого необходимо заниматься глубоким анализом и оценкой сложившейся ситуации, продуктов, результатов использования инноваций, применяемой системы планирования и управления и использовать эту информацию для принятия оптимальных решений. Если управлять не «на ощупь», а делать это экономически грамотно, нужно иметь перед собой точную всестороннюю экономическую картину бизнеса и укрупненную оценку его эффективности. По мере внедрения в практику бизнеса материальной ответственности за результаты потребность в специфическом аналитическом инструментарии измерения результатов для мотивации и оценки деятельности будет возрастать. А сегодня бизнес-аналитика нужна для моделирования новых продуктов, разработки сценариев развития бизнеса в будущем для оперативного реагирования на изменения.
Существует много методов и подходов для аналитики и оценки результатов бизнеса в целях принятия управленческих решений. Мы предлагаем использовать матричный подход. Наложение матрицы на экономическую информацию о бизнесе позволяет структурировать ее, увидеть все взаимосвязи, оценить эффективность организации бизнеса и управления им и своевременно вносить необходимые изменения, принимать точные решения и действовать. Матрица обеспечивает структурный подход и устанавливает основные взаимосвязи между результатами и ресурсами. В ней речь идет не только о финансовых результатах, но и о результатах хозяйственной деятельности, затратах и ресурсах.
Технология матричного подхода предполагает определенную последовательность и логику аналитической работы: матрица 1-го уровня — продукта, предприятия, холдинга и матрица 2-го уровня — действующая система управления и планирования и, наконец, матрица модернизации, или перезагрузки. Речь идет о системе матриц.
Матрица продукта
Дает ответ на вопрос: как произвести продукт эффективно и снизить издержки? Практически это делается с помощью построения матрицы эффективности материальных затрат по продукту.
Матрица плановых значений для продукта приведена в табл. 1. Она позволяет анализировать и оценивать эффективность использования материальных затрат (затрат на сырье и материалы, электрическую и тепловую энергию) и видеть резервы их снижения и неиспользованные возможности. Материальные затраты занимают в себестоимости продукции от 50 до 85% и определяют конкурентоспособность продукции и всего бизнеса.
Матрица продукта раскрывает внутренние производственно-экономические взаимосвязи при его производстве и измеряет их.
Матрица организации бизнеса, предприятия
Матричный подход к оценке бизнеса дает обобщающую, укрупненную оценку его эффективности и интенсивности, в том числе и его организации как предприятия, компании. Матричная модель предприятия позволяет учесть различные аспекты эффективности и использовать их для оперативного управления конечными результатами.
В основе использования матричного метода лежит представление о бизнесе как технологическом процессе: вход-выход в виде матричной модели. На входе закладываются затраты и ресурсы, а на выходе — результаты бизнес-процессов в стоимостной форме. Поэтому метод включает оценку входа (используемых ресурсов) и выхода (продукта). Цель — оценить принятые решения в прошлом и экономически обосновать принимаемые решения. Она помогает установить (увидеть) взаимосвязи через другие показатели и их взаимосвязи, влияющие на конечные результаты, и использовать их для своевременного управления.
Проведение сравнительного анализа за различные периоды времени позволяет учитывать изменения условий бизнеса, новые технологии, инновации, новые знания, поведение рыночных партнеров по бизнесу и другое — все это влияет на эффективность и соответственно на результаты принятых управленческих решений.
Предмет анализа — результаты бизнес-процессов как всего предприятия, так и его структурных подразделений в количественном, временном и стоимостном аспектах и их взаимосвязи (структурно).
Как строится матрица предприятия? Существует два набора стандартных показателей. Один состоит из восьми исходных показателей матрицы, другой — из 11 для более полного и подробного анализа. Дополнительно включают показатели реализованной продукции, оборотных средств и амортизации.
На выходе получаем от 120 до 400 показателей. На основе такого большого числа показателей можно получить экономический срез всего предприятия, который поможет точнее и лучше выявлять его проблемы и резервы.
Матричная модель предприятия позволяет пройти по всей экономической цепочке создания стоимости и выявить сильное и слабое звенья в технологии и организации бизнеса, увидеть резервы и неиспользуемые возможности. Делается это с помощью факторного анализа в рамках матричной модели (табл. 2—3). Приведенные расчеты показывают, что до сих пор бизнес развивается экстенсивно, за счет привлечения дополнительных ресурсов, прироста персонала. Снижение отдачи от фондов и фондовооруженности труда привело к снижению объемов произведенной продукции и прибыли (табл. 2).
Такой анализ важен для определения обоснованной заработной платы и вознаграждения работников предприятия по результатам их деятельности и решения других задач (табл. 3).
Из расчетов в табл. 3 следует, что пока слабым местом остаются материальные затраты, производительность труда и, как следствие, конкурентоспособность продукции и предприятия. С материальными затратами, как правило, связаны неэффективная работа службы снабжения и технология производства.
Приведенные расчеты можно рассматривать как сигналы, предупреждающие о необходимости перехода на новые технологии либо внесения других изменений.
Матрица холдинга
Для холдинга, в состав которого может входить несколько предприятий, матричный метод применяется для проведения сравнительного анализа эффективности отдельных его бизнесов, предприятий. Этой цели служат обобщающие или интегрированные блочные оценки эффективности и интенсивности (табл. 4).
Блочные и интегрированные показатели позволяют окинуть орлиным взором общую картину бизнеса предприятий в сравнении, увидеть главное и сконцентрироваться на нем. Они отвечают на вопрос, какой ценой достигнуты результаты. Руководителю это важно для понимания текущего состояния и возможных перспектив.
Сравнение результатов работы предприятий в динамике показывает, что по обобщающим оценкам эффективнее работало предприятие-3, затем предприятие-2. На последнем месте предприятие-1. При необходимости обобщающие или интегральные оценки можно разложить на составляющие и увидеть причины происходящего.
Интегральная оценка эффективности управления ресурсами и процессами в холдинге и на трех предприятиях оказалась выше 1. Это означает, что в целом во втором периоде работали эффективнее, чем в первом. В холдинге эффективность выросла почти на 3% (индекс 1,0284). Это хороший результат.
В большей мере на результаты работы холдинга повлияло предприятие-1, поэтому было принято решение о том, что программу развития холдинга следует начинать с разработки стратегии развития этого предприятия.
Матрица системы планирования и управления — матрица 2-го уровня
Система планирования и управления служит механизмом реализации выбранной стратегии развития бизнеса и создает условия для эффективной работы предприятия и его долгосрочного развития. Для анализа такой системы, ее оценки и выявления возможностей повышения эффективности бизнеса нужны оценки эффективности качественно более высокого уровня обобщения. Их получают с помощью матрицы 2-го уровня, в которой определенным образом упорядочивают обобщающие оценки 2-го уровня (табл. 5). Ее выстраивают путем упорядочивания обобщающих оценок бизнеса 1-го уровня.
Для интерпретации экономического содержания элементов матрицы 2-го уровня используется термин «качество» как отражение отношения эффективности хозяйственной деятельности предприятия по различным периодам.
Экономическое содержание элементов матричной модели 2-го уровня позволяет оценить уровень и динамику эффективности по периодам, динамику выполнения плана и насколько принятый план оказался обоснованным, качество плана, качество выполнения плана и достигнутый уровень фактического развития. Эти показатели говорят, например, правильно ли была спланирована деятельность (напряженные или ненапряженные планы), насколько отлажен механизм реализации планов.
Значение обобщающей оценки хозяйственной деятельности 2-го уровня, равное 1,085, говорит о незначительном улучшении эффективности деятельности предприятия за год.
Практика использования матрицы 2-го уровня на некоторых предприятия показала, что система планирования и механизм ее реализации нуждаются в совершенствовании и развитии, а иногда в налаживании. Один из признаков — диспропорции в экономическом развитии и несбалансированность развития по причине неэффективного использования ресурсов.
Неотлаженный внутренний экономический механизм функционирования предприятия в скором времени может отразиться на ослаблении его внешней рыночной позиции. Поэтому система планирования и управления нуждается в изменении и развитии. Все предпосылки для этого есть.
Моделирование. Матрица перезагрузки
В условиях динамичных изменений условий развития возникает необходимость разработки стратегии развития бизнеса и ее быстрой переоценки. Использование матричного подхода позволяет решать эту проблему следующим образом.
Процесс начинается с составления матрицы продукта, информация которой используется для планирования мероприятий по снижению издержек и росту объемов выпуска.
Смысл моделирования сводится к поиску решений об изменении объемов выпуска и цены продукта, цен и тарифов на сырье и электроэнергию, которые позволят увеличить доходность каждого продукта. При этом используются возможная комбинаторика сырьевых ресурсов, различные нормы расхода материальных ресурсов, размещение и режимы использования оборудования.
В процессе моделирования находят оптимальное решение по ресурсам с учетом заранее выбранных критериев оценки. Полученные значения оптимального варианта используются для построения матрицы плановых значений по данному продукту и моделированию необходимых показателей сбалансированного развития.
Аналогичным образом моделируют материальные затраты для других продуктов и строят их матрицы. Весь ассортимент разбивается по группам, и выбирается та группу, которая как локомотив может вытащить весь хвост ассортимента.
Далее моделируется группа наиболее доходных продуктов, затем переходят к менее доходным. После этого составляется вся оптимизированная производственная программа и согласовывается со сбытом.
Следующий этап — моделирование нового продукта, который будет интересен на рынке завтра.
После всех действий с продуктом выстраивается плановая матрица всего предприятия в целом и матрица системы управления с заданными параметрами эффективной работы предприятия.
После получения желаемых результатов можно приступать к разработке плана мероприятий для реализации согласованной программы продуктов и переходить к разработке стратегии. В процессе выполнения проводится мониторинг и отслеживаются результаты, чтобы оперативно реагировать на изменения. Таким образом выстраивается механизм реализации мероприятий.
Приведенная технология последовательных действий с матрицами представляет собой управленческие инновации, позволяющие разрабатывать реальную и обоснованную стратегию развития предприятия и надежный механизм ее реализации на основе бизнес-аналитики и при необходимости оперативно корректировать и адаптировать ее к изменениям на рынке.
Матрица выпуска продукции (плановые значения) (таблица 1)
Прибыль |
МД продукта |
Реализованная
|
Объем выпуска
|
Полная
|
Материальные затраты (МЗ) |
Зарплата (ЗПТ) |
||
Всего |
в том числе сырье
|
в том числе топливо
|
||||||
792,81 |
1 094,80 |
2 984,93 |
2 732,20 |
2 192,12 |
1 637,40 |
1 437,32 |
200,08 |
125,05 |
* |
Съем МД в 1 руб.
|
Съем РП с 1 руб.
|
Съем ВП с 1 руб.
|
Затратоемкость
|
Материалоемкость прибыли |
Сырьеемкость
|
Энергоемкость
|
Зарплатоем-кость
|
1,3809 |
3,7650 |
3,4462 |
2,7650 |
2,0653 |
1,8129 |
0,2524 |
0,1577 |
|
Соотношение
|
* |
Съем РП с 1 руб. МД |
Съем ВП с 1 руб. МД |
Затратоемкость МД |
Материалоемкость МД |
Сырьеемкость МД |
Энергоемкость МД |
Зарплатоемкость МД |
0,7242 |
2,7265 |
2,4956 |
2,0023 |
1,4956 |
1,3129 |
0,1828 |
0,1142 |
|
Рентабльность РП |
Удельный вес в РП |
* |
Съем ВП с 1 руб. РП |
Затраты на 1 руб. РП |
Материалоемкоcть РП |
Сырьеемкость РП |
Энергоемкость РП |
Зарплатоемкость РП |
0,2656 |
0,3668 |
0,9153 |
0,7344 |
0,5486 |
0,4815 |
0,0670 |
0,0419 |
|
Рентабльность ТП |
Удельный вес РП в ТП |
Соотношение РП и ТП |
* |
Затраты на 1 руб. ВП |
Материалоемкость ВП |
Сырьеемкость ВП |
Энергоемкость ВП |
Зарплатоемкость ВП |
0,2902 |
0,4007 |
1,0925 |
0,8023 |
0,5993 |
0,5261 |
0,0732 |
0,0458 |
|
Рентабльность ПС |
Эффективность
|
Затратоотдача по РП |
Затратоотдача ВП |
* |
Доля МЗ в ПС |
Соотношение
|
Энергоемкость ПС |
Зарплатоем-кость ПС |
0,3617 |
0,4994 |
1,3617 |
1,2464 |
0,7469 |
0,6557 |
0,0913 |
0,0570 |
|
Рентабльность МЗ |
Эффективность МЗ |
Материалоотдача по РП |
Материалоотдача ВП |
Закрепленность ПС за МЗ |
* |
Соотношение СиМ и МЗ |
Энергоемкость МЗ |
Соотношение ЗПТ
|
0,4842 |
0,6686 |
1,8230 |
1,6686 |
1,3388 |
0,8778 |
0,1222 |
0,0764 |
|
Рентабльность СиМ |
Эффективность сырья и материалов |
Сырьеотдача по РП |
Сырьеотдача ВП |
Закрепленность ПС за СиМ |
Закрепленноть МЗ
|
* |
Соотношение ТиЭ
|
Соотношение ЗПТ
|
0,5516 |
0,7617 |
2,0767 |
1,9009 |
1,5251 |
1,1392 |
0,1392 |
0,0870 |
|
Рентабльность ТиЭ |
Эффективность ТиЭ |
Отдача от элэнергии по РП |
Отдача от элэнергии по ТП |
Закрепленность ПС за ТиЭ |
Закрепленость МЗ
|
Закрепленость
|
* |
Соотношение ЗПТ
|
3,9626 |
5,4719 |
14,9190 |
13,6558 |
10,9564 |
8,1839 |
7,1839 |
0,6250 |
|
Рентабльность ЗПТ |
Эффективность
|
Зарплатоотдача по РП |
Зарплатоотдача по ТП |
Закрепленность ПС за ЗПТ |
Закрепленость МЗ
|
Закрепленость СиМ за ЗПТ |
Закрепленость
|
* |
6,3401 |
8,7551 |
23,8703 |
21,8492 |
17,5302 |
13,0942 |
11,4942 |
1,6000 |
Факторный анализ изменений продукции, фонда оплаты труда и его производительности (таблица 2)
Анализ изменения объема произведенной продукции за счет изменения, тыс. руб.:
фондоотдачи |
–560,598 |
величины фондов |
160,598 |
Общее изменение продукции |
–400,000 |
численности персонала |
928,966 |
производительности труда |
–1328,966 |
Общее изменение продукции |
–400,000 |
величины материальных затрат |
–2257,896 |
эффективности использования материалов |
1857,896 |
Общее изменение продукции |
–400,000 |
Анализ использования фонда оплаты труда
Изменение фонда оплаты труда за счет изменения: | |
численности персонала |
168,456 |
средней зарплаты |
234,644 |
Общее изменение фонда оплаты труда персонала |
403,100 |
Факторный анализ изменения производительности труда
Изменение производительности труда за счет изменения: |
|
фондоотдачи |
–0,303 |
фондовооруженности |
–0,415 |
Общее изменение производительности труда |
–0,717 |
Факторный анализ роста продукции и прибыли (таблица 3)
Факторный анализ прироста продукции, тыс. руб.
Изменение объема продукции в результате изменения: |
|
численности персонала (Оч) |
955,868 |
фондоотдачи (Офо) |
–562,561 |
фондовооруженности (Офв) |
–793,307 |
Общее изменение объема выпущенной продукции |
–400,000 |
Факторный анализ прибыли
Изменение прибыли в результате изменения: |
|
численности персонала (Оч) |
242,562 |
фондоотдачи (Офо) |
–142,756 |
фондовооруженности (Офв) |
–201,310 |
рентабельности по ТП (Rтп) |
112,504 |
Общее изменение прибыли |
11,000 |
Примечание. Оч, Офв отражают влияние экстенсивных факторов.
Офо, Rтп отражают влияние интенсивных факторов.
Блочные и обобщающие оценки интенсивности и эффективности (таблица 4)
Период |
Блочные оценки |
Интегрированные оценки |
ИТОГ | |||||||||
Взаимосвязь
|
Место |
Преобразования затрат
|
Место |
Взаимосвязь затрат
|
Место |
интенсивности |
Место |
эффективности |
Место |
Сумма |
Место | |
Холдинг
|
0,9597 |
|
1,0379 |
|
1,0875 |
|
0,9988 |
|
1,0284 |
|
|
|
Предприятие-1
|
0,9062 |
3 |
1,0240 |
3 |
1,1266 |
3 |
0,9651 |
3 |
1,0190 |
3 |
15 |
3 |
Предприятие-2
|
1,0562 |
2 |
1,0291 |
2 |
1,0553 |
2 |
1,0426 |
2 |
1,0469 |
2 |
10 |
2 |
Предприятие-3
|
1,1184 |
1 |
1,0894 |
1 |
1,0341 |
1 |
1,1099 |
1 |
1,0806 |
1 |
5 |
1 |
Матричная модель предприятия (фактические значения) (таблица 5)
Период 2/период 1 |
Индексы обобщающих оценок 1-го уровня | ||||
Достигнутый
|
Динамика
|
Динамика
|
Динамика
|
Базисный уровень | |
1,386 |
1,181 |
1,036 |
1,141 |
1,174 | |
Достигнутый
|
* |
|
|
|
|
1,386 |
|
|
|
| |
Динамика
|
Качество
|
* |
|
|
|
1,181 |
1,174 |
|
|
| |
Динамика
|
Качество запланированного сдвига |
Качество плана |
* |
|
|
1,036 |
1,339 |
1,141 |
|
| |
Динамика запланированного развития |
|
Качество
|
|
|
|
1,141 |
1,215 |
1,036 |
0,908 |
| |
Базисный
|
Качество
|
|
|
|
* |
1,174 |
1,181 |
1,006 |
0,882 |
0,972 | |
Обобщающая оценка хозяйственной деятельности 2-го уровня |
1,085 |