В рамках ежегодной рабочей встречи ОАО «РТС» с эмитентами и управляющими компаниями международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s совместно с Центром экономических и финансовых исследований и разработок в Российской экономической школе при поддержке биржи РТС представило новое исследование информационной прозрачности российских публичных компаний в нынешнем году. Прозрачность немного, но подросла, чему посодействовал ее рост у аутсайдеров — электроэнергетических компаний.
Информационная прозрачность, рассчитываемая Standard & Poor’s, показывает долю открытой информации по той или иной компании от максимально требуемой с точки зрения среднего иностранного инвестора.
Исследование, как и в прошлом году, охватило 90 крупнейших российских компаний, акции которых наиболее ликвидны на биржевом рынке. Их совокупный индекс информационной прозрачности — средний балл — достиг 57,5%, что на 1,7 п.п. больше, чем в 2009-м. У 76 компаний, участвовавших в исследовании и в прошлом году, индекс тоже вырос на два балла и составил 60%. Из них 49 компаний улучшили свой показатель, остальные — снизили. Наибольший показатель прозрачности среди 90 компаний повторил результат 2009 г. — 80%, а у последней в рейтинге компании он возрос на пять пунктов — до 25%. В десятке лидеров средний индекс увеличился с 75,6 до 76,7%.
Небольшой прирост информационной прозрачности в целом по выборке обеспечил прежде всего электроэнергетический сектор, где ее средний уровень вырос за год с 51 до 57%. При этом электроэнергетика по транспарентности осталась в аутсайдерах, ниже — только машиностроение с индексом 46%. В тройке лидеров — телекоммуникации (72%), металлургия (70%) и банки (69%). Впрочем, банков в выборке всего пять, поэтому, по мнению ведущего научного сотрудника ЦЭФИР Сергея Степанова, глобальных выводов по банковской системе в целом делать не стоит.
Относительный успех электроэнергетического сектора напоминает о не столь давнем внушении ему со стороны правительства за желание сократить во время кризиса обязательства по капитальным вложениям. Не исключено, что рост прозрачности здесь стал отголоском этих препирательств — привлечение инвестиций требует большей информационной открытости. Кстати, исследование еще раз показало, что основная часть рыночной капитализации приходится на компании, уровень информационной прозрачности которых превышает 60%.
Заметно улучшилось за год раскрытие информации о вознаграждении менеджеров и директоров — на 5 п.п. — до 26%. Хотя ясно, что этот аспект жизнедеятельности компаний по-прежнему окутан тайной. По словам С. Степанова, лучше раскрываются решения о вознаграждении и его формы, но не детали. Только 20% компаний не утаивают информацию об индивидуальном вознаграждении членов советов директоров, и лишь 6% сообщают о персональном вознаграждении менеджеров.
Улучшилась и раскрываемость финансовой информации: в этом году доля компаний, обнародовавших аудиторскую отчетность, составила 51% — на 12 п.п. больше, чем в 2009-м.
Интересно, что информационная прозрачность подконтрольных государству компаний не только выше, чем у частных, но и заметно увеличила отрыв. В предыдущие два года он был незначительным. В 2010-м компании, в которых государство контролирует более 50% голосующих акций, стали на 2,8 п.п. прозрачнее частников и на 2,6 п.п. — в среднем по выборке. Причин тому несколько. Одна из них скорее всего в том, что компании под государственным крылом чувствуют себя надежнее, защищеннее, а частным уютнее в информационной тени.
По сравнению с 2009 г. почти не изменилась концентрация собственности. Рыночная стоимость всех крупных пакетов (свыше 25%) выросла с 50,8 до 52,9% совокупной капитализации представленных в исследовании компаний, а доля компаний с контролирующим собственником снизилась на 0,7 п.п. — до 64%. Немного улучшилась раскрываемость структуры собственности: доля компаний, раскрывших контролирующего акционера, увеличилась с 81,8 до 87%, доля всех раскрытых пакетов в совокупной капитализации — с 56,6 до 58,5%.
И еще один вывод из исследования: листинг за рубежом повышает прозрачность, но ее высокого уровня можно достичь и без этого. Так, лучшая из компаний, акции которой торгуются только в России, занимает 17-ю строку в рейтинге прозрачности с показателем 71%.
Тем не менее российское биржевое законодательство мягче, чем на Западе, особенно в США, и директор департамента листинга и внебиржевого рынка ОАО «РТС» Оксана Деришева напомнила участникам встречи, что реформа листинга в России будет проводиться в ближайшее время и ее основная цель — повысить прозрачность компаний, которые торгуются на биржах. По словам О. Деришевой, в ходе реформы будут затронуты вопросы, связанные с практикой корпоративного управления, с раскрытием финансовой и оперативной информации.
Повышать прозрачность нашим компаниям действительно нужно. Зарубежные инвесторы Россию не сильно жалуют, предпочитая другие развивающиеся рынки. Это при том, сетует руководитель управления глобальных рынков ИК «Тройка Диалог» Питер Гавами, что у нас инфраструктурный и прочий потенциал выше. В Россию приходит куда меньше инвесторов, чем могло бы быть. Дело в отсутствии информационной прозрачности. Он привел пример, как в одну российскую компанию прибыли представители значительного числа ее зарубежных миноритарных акционеров, чтобы обсудить с руководством предприятия его насущные дела. В результате гостей — хозяев компании обхаживала ее PR-служба, до руководства добраться не удалось.
Аналитик службы рейтингов корпоративного управления Standard & Poor’s Елена Пастухова, представляя результаты исследования, заметила по этому поводу, что если у последней в рейтинге российской компании уровень прозрачности составляет 25%, то в Бразилии — более 40%. Как известно, зарубежные инвесторы Бразилию любят больше, чем Россию, и понятно за что.
Есть резервы для совершенствования прозрачности даже у компаний-лидеров. Как видно из таблицы, уже два года возглавляет рейтинг компания «Роснефть». Но стоит только подумать об этой компании, сразу же вспоминается свежая тяжба с ней миноритарного акционера Алексея Навального. Этот зубастый миноритарий на основе акционерного законодательства затребовал у «Роснефти» копии протоколов заседаний совета директоров за 2009 г. Ему отказали. Тогда он обратился в суд и выиграл арбитраж. Чтобы отбиться от нахрапистого акционера, «Роснефть» пожаловалась в Конституционный суд с просьбой проверить конституционность статьи Закона об акционерных обществах, обязывающей обеспечивать акционерам доступ к широкому кругу документов. На этом пока затихло. Видимо, пользуясь паузой, А. Навальный навалился на другую компанию, где он в миноритариях, — «Транснефть». Повод иной, но к информационной прозрачности близкий. В рейтинге прозрачности S&P «Транснефти», кстати, нет. Возможно, А. Навальный поможет ей туда попасть в будущем и выйти в лидеры.
В Штатах, где права миноритариев защищены крепко, по результатам кризиса собираются соответствующее законодательство ужесточать еще сильнее. Об этом по телемосту во время мероприятия РТС сообщила из США специалист в инвестиционном законодательстве профессор Мэри Бесс Киссен (Mary Beth Kissane). Она призвала обращать внимание не на крупных институциональных инвесторов, а именно на малых («мамы и папы» со своими сбережениями, как их называют в США).
Действительно, там в миноритариях ходит чуть ли не все взрослое население. У нас таких «мам и пап», по экспертным оценкам, лишь 1%. Видимо, поэтому и в поле защиты прав миноритарных акционеров всего один воин.
Показатели транспарентности десяти российских компаний с наиболее высоким уровнем прозрачности, 2010 г.
Место в 2010 г. |
2009 г. |
2008 г. |
Компания |
Общий балл в 2010 г., % |
Структура собствен-
|
Финансовая и операцион
|
Состав и процедуры
|
Общий балл в 2009 г., % |
1-е |
1-е |
2-е |
ОАО «НК „Роснефть“» |
80 |
88 |
81 |
69 |
80 |
2-е |
3-е |
13-е |
ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» |
80 |
91 |
83 |
60 |
78 |
3-е |
2-е |
1-е |
«СТС Медиа» |
80 |
88 |
76 |
77 |
80 |
4-е |
4-е |
5-е |
ОАО «Мечел» |
77 |
87 |
81 |
59 |
77 |
5-е |
5-е |
4-е |
ОАО «Мобильные ТелеСистемы» |
77 |
88 |
75 |
67 |
76 |
6-е |
7-е |
6-е |
ОАО «Трубная металлургическая компания» |
75 |
87 |
73 |
66 |
74 |
7-е |
6-е |
3-е |
ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» |
75 |
77 |
80 |
64 |
76 |
8-е |
21-е |
14-е |
ОАО «Банк ВТБ» |
75 |
89 |
75 |
58 |
67 |
9-е |
8-е |
7-е |
«ВымпелКом Лтд.» (ранее — ОАО«Вымпел-Коммуникации») |
74 |
83 |
75 |
58 |
72 |
10-е |
18-е |
16-е |
X5 Retail Group |
73 |
77 |
74 |
66 |
69 |
Среднее по десяти лучшим компаниям |
76,7 |
85,4 |
77,2 |
64,4 |
75,6 | |||
Среднее по всей выборке |
57,5 |
60,0 |
60,2 |
49,1 |
55,8 | |||
Среднее по 76 компаниям, включенным в выборку в 2009 и 2010 гг |
59,7 |
62,0 |
62,9 |
50,2 |
57,9 |
Источники: Standard & Poor’s, ЦЭФИР РЭШ