В проекте федерального бюджета на 2011 г. и прогнозе социально-экономического развития на предстоящие три года в отличие от предыдущих лет ценовой раздел представлен более обстоятельно. Правда, по-прежнему даются лишь оценки предполагаемого роста цен по отдельным видам продукции и услуг. Ситуация же требует принятия государством системы мер, направленных на сдерживание инфляции.
Правительство наметило размеры повышения цен в таких монополизированных отраслях, как газовая промышленность, электроэнергетика, ЖКХ, транспорт и связь. Для официальных прогнозов стали традиционными более высокие темпы роста этих цен по сравнению с ориентировочными темпами инфляции, которые должны составить в 2013 г. 4,5—5,5%.
Именно поддерживаемое государством повышение цен создает основу для инфляционного роста цен в России на период до 2013 г. и порождает проблемы воспроизводственного и социального характера. По отраслям выглядит это так.
Средние тарифы на электро-энергию для всех потребителей возрастут в 2011 г. на 13—15%, в 2012-м — на 11—13, в 2013-м — на 10—12%. Средний регулируемый тариф на природный газ для всех потребителей увеличится в 2011 г. на 15,3%, в 2012-м — на 15,6, в 2013-м — на 15%.
Темпы повышения внутренних цен на газ в прогнозный период правительство определяло «исходя из необходимости сокращения разрыва между доходностью поставок газа на внутренний и внешний рынок, а также покрытия экономически обоснованных издержек на добычу и транспортировку газа и необходимого объема инвестиций».
Кто заплатит за повышение тарифов
При запланированном росте цен на газ к 2013 г. по сравнению с 2008 г. его стоимость для большинства потребителей, чей доход складывается в основном из заработной платы, в 2,06 раза обгонит рост реальной заработной платы и в 1,68 раза — индекс потребительских цен (ИПЦ). Это средние цифры без учета значительных отклонений показателей роста цен, дифференцированных по социальным критериям.
Для большинства производителей товаров (продукции и услуг) запланированный рост цен в энергетике в ближайшие три года создаст серьезные проблемы увеличения издержек.
В наиболее сложной ситуации окажутся обрабатывающая промышленность, особенно обработка древесины, текстильное и швейное производства, обувная индустрия.
Особое положение с ценами в сельскохозяйственном секторе. Попытки заморозить растущие цены напоминают ситуацию 2007 г. Но сценарий 2007 г. схож с сегодняшней ситуацией только в одном: тогда цены заморозили после достижения предельного уровня по отношению к платежеспособному спросу. Инфляционный рывок удалось остановить, поскольку отсутствовали внутренние причины для экстремального роста цен.
Сейчас внутренние причины есть, причем значительные. Поэтому экономические ведомства заинтересованы в повышении цен. Регионы, пострадавшие от засухи, оценивают потери села в 160 млрд руб. Объем дотаций ориентировочно составит только 45 млрд руб. Но в бюджете нет денег даже для пролонгации лизинговых платежей сельхозпредприятий. Если агропромышленный комплекс не наберет за счет повышения цен недостающие 115 млрд руб., значительное число хозяйств разорится. Отвечать за сложившееся положение в селе придется населению. В пользу этого говорят и следующие факты.
Деньги селу нужны срочно. Поставки зерна из интервенционного фонда задержаны. Нуждающимся придется покупать его по высоким ценам из скудного урожая засушливого года. А приход в переработку дорогого сельхозсырья полностью снимает основание для вмешательства в цены.
Население будет вынуждено расплачиваться за итоги аномального лета. Но проблема в том, что, покупая дорогой хлеб, граждане при нынешней ценовой политике будут способствовать обогащению не села, а зернотрейдеров. Ведь сбыт сельхозпродукции в РФ монополизирован как ни один другой товарный рынок.
По данным бюллетеня Росстата «Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств», среднедушевые расходы на продукты питания составляли 33,3% совокупных расходов домохозяйств, или 3150 руб. в месяц на человека. В расходах домохозяйств на продукты питания на хлеб и хлебопродукты приходилось 15,4% (5,1% в потребительской корзине в целом), картофель и овощи — 6,7 (2,2), мясо и мясопродукты — 31,2 (10,4), молоко и молочные продукты — 14 (4,7), яйца — 1,5% (0,5%). В приведенный перечень не включены сахар и растительное масло, поскольку их сложно выделить из товарных групп.
На основании данной информации легко подсчитать ИПЦ по итогам за год, предполагая те или иные размеры повышения цен по товарной группе. По имеющимся оценкам, за август — декабрь 2010 г. цены вырастут на хлеб и хлебопродукты на 20—25%, картофель и овощи — в 1,5 раза, молоко и молочные продукты — на 20%, яйца — на 25—30%.
Сложнее оценить положение с мясом. Попытки избежать падежа от бескормицы приведут к увеличению забоя скота и росту предложения мяса на рынке. Однако животноводам, и особенно птицеводам, ничего не останется, как переложить рост затрат из-за повышения цен на комбикорма на покупателей их продукции. Если цены на мясо повысятся на 15%, потребительская корзина за счет продовольственного набора потяжелеет примерно на 5%. С учетом накопленной инфляции и роста цен на непродовольственные товары и услуги в оставшиеся месяцы ИПЦ в текущем году вновь составит 111—113%.
Одна экономика — три ценовые среды
Вся экономическая среда в России делится примерно на две части — рублевую и инвалютную. Экспорт находится в отрыве от национального хозяйства, поскольку базой экспортных цен являются цены мировых товарных рынков. Рублевая часть в свою очередь делится на две части — монопольную и немонопольную.
Монопольная часть исключает конкуренцию по определению. Цены в ней формируются по тем же принципам, по которым в советское время формировались плановые цены. Разница в том, что в советское время затраты производителей считали более точно. В ценообразовании применялись нормативы рентабельности, которые надо было обосновать. Современные российские монополисты фактически устанавливают цены так, что на средства, включаемые в затраты, можно приобретать весьма солидные непрофильные активы, например телевизионные каналы, футбольные команды и прочие недешевые удовольствия.
Вторая часть рублевого сегмента — цены немонополизированных производителей формируются в условиях засилья паразитических посредников, которые практически блокируют развитие конкуренции. Реальным посредникам, которые могли бы конкурировать между собой и работать на снижение цен, не дают прохода аффилированные с паразитическими структурами органы власти и представители монополий.
В ближайшие три года сохранятся условия для более высоких по сравнению с запланированными правительством показателями темпов инфляции. Но разработка государственной ценовой политики остается вне зоны внимания правительства.