Новые КБК и платежки
Итак, с 2005 года меняются коды бюджетной классификации (доводятся Указанием Минфина РФ от 27 августа 2004 г. № 72Н. Приказ Минфина РФ от 11 декабря 2002 г. № 127Н утрачивает силу с 1 января 2005 г). Таким образом, с 1 января 2005 года налоги, сборы, пошлины, иные платежи в бюджет уплачиваются в соответствии с 20 значными КБК.
Порядок оформления платежных поручений в соответствии с новыми требованиями доводится Письмом МНС РФ от 1 ноября 2004 г. № 10-4- 03/5228. Там же можно найти таблицу соответствия старых и новых кодов экономической классификации доходов бюджетов (по всем видам платежей, администрируемых налоговыми органами), а также образцы заполнения новых платежных документов.
Разряды кода 1—3 занимает код администратора платежа, для налоговых органов—182. Разряд 4 КБК занимает показатель группы, то, что администрируется налоговиками — «Доходы» — 1. В группу «Доходы» включаются подгруппы, это 5—б-й разряды КБК. Например, 01 — налог на прибыль, доходы; 02 — налоги и взносы на социальные нужды и так далее.
Единственные разряды, которые налогоплательщик выбирает самостоятельно, 14—17 (код программы доходов).
Программа доходов кодируется четырьмя знаками, первый знак используется для раздельного учета сумм налога (сбора) — 1, пеней — 2, денежного взыскания (штрафа) — 3.
Остальные знаки, как правило, нули.
Но возможна и дальнейшая их детализация, если на то имеется соответствующий законодательный акт субъекта РФ или решение муниципалитета.
Об этом налогоплательщика информирует местный налоговый орган.
Заметьте, что далеко не все виды платежей в бюджет начинаются со знака 182, поскольку часть платежей администрируется иными органами.
Так, например, для таможенных органов указывается 153, при внесении платы за негативное воздействие на
окружающую среду, администрируемой Ростехнадзором, — 498. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве собирает ФСС РФ, код администратора — 393 (список администраторов платежей и перечень новых КБК размещен на сайте Минфина РФ www.minfin.ru).
Язык на вычет не влияет
Заполняя счет-фактуру, налогоплательщик в графе «наименование товара» указал набор знаков и символов, в том числе и на иностранном языке. Это послужило основанием для налоговой инспекции отказать в вычете по НДС (Письмо ФНС РФ от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16).
Что явилось причиной такого решения?
Как указала ФНС, для получения вычета необходимы счета-фактуры, расчетные и первичные учетные документы. Сославшись на п. 9 Положения по ведению бухучета и отчетности (утв. Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н), согласно которому ведение регистров бухучета и бухгалтерской отчетности ведется на русском языке, ФНС отметила, что первичные учетные документы должны иметь перевод на русский язык.
Но в данной ситуации налоговики не смогли при проведении проверки идентифицировать первичные документы, заполненные по-русски. С показателями счетов-фактур, содержащими иностранные буквы. После чего и последовал вывод о неправомерности налогового вычета сумм НДС, указанных в счете-фактуре. Заметим, что в данном случае налогоплательщик не нарушал требований, предъявляемых к счету-фактуре ст. 169 НК РФ, в которой четко прописано, в каких случаях счета-фактуры не дают права на вычет или возмещение налога. А насчет букв иностранного алфавита ст. 169 никаких требований не содержит.
Так что если, например, в накладной указано «Устройство для ориентирования ЖПС», а в счете-фактуре — «Устройство для ориентирования GPS», формальных оснований для отказа в вычете не имеется.
Ежемесячные авансы в I квартале 2005 г.
Напомним, что Федеральным законом от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ внесены изменения в НК РФ, а именно: с 1 января 2005 г. меняется распределение налога на прибыль между бюджетами различных уровней (ст. 284 НК РФ). Налог по ставке 6,5% зачисляется в федеральный бюджет, 17,5 — в бюджет субъектов РФ. Ставка налога для зачисления в бюджет субъекта РФ может быть снижена, но не менее чем до 13,5%. Что касается местных бюджетов, то НК ставок для них не устанавливает (порядок передачи доходов в местные бюджеты определяется Бюджетным кодексом РФ). НК устанавливает, что сумма ежемесячного авансового платежа, причитающегося к уплате в I квартале текущего налогового периода, принимается равной сумме, уплаченной в последнем квартале предыдущего налогового периода. Но в связи с изменениями сумма авансовых платежей, которые придется вносить в бюджет субъекта РФ в I квартале 2005 г., увеличивается на сумму, уплаченную в IV квартале 2004 г., также и в местный бюджет. Размер ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль в федеральный бюджет в I квартале 2005 г. от снижения «федеральной» части ставки налога не зависит. И не забудьте о том, что КБК изменились (налог на прибыль организаций в федеральный бюджет — 182 1 01 01011 01 0000 110, в бюджет субъекта РФ — 182 1 01 01012 02 0000 110).
Работа в праздничные дни
Итак, поправки в ст. 112 ТК РФ одобрены Госдумой РФ и Советом Федерации.
Праздничными днями станут 1—5 и 7 января, 23 февраля, 8 марта, 1 и 9 мая, 12 июня и 4 ноября. В 2005 году новогодние праздники продлятся с 1 по 10 января, поскольку 1 и 2 января приходятся на нерабочие дни, а значит, их перенесут на ближайшие рабочие, то есть — на б и 10 января.
Напоминаем, что правительство может переносить выходные дни и на другие (ч. 4 ст. 112 ТК РФ). При этом продолжительность работы в этот (бывший выходной) день соответствует продолжительности рабочего дня, на который перенесен бывший выходной (Разъяснение Минтруда РФ от 25.02.94 № 19). Это относится к организациям, в которых работа в праздники не производится.
На режимы, предусматривающие работу в выходные дни, перенос выходных дней не распространяется.
Также напоминаем, что работа в нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере (ст. 143 ТК РФ):
- сдельщикам — не менее чем по двойным сдельным расценкам;
- работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым ставкам, — в размере не менее двойной дневной или часовой ставки.
Детское пособие увеличится
Единовременное пособие при рождении ребенка увеличено с 4,5 до б тысяч рублей (на 33%) — соответствующие поправки в ст. 12 Закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» в целом приняты
Госдумой. В 2005 году общая численность получателей пособия составит более 1,4 млн человек. Отдельным категориям граждан данные суммы выплачиваются из федерального бюджета (244,2 млн — общие затраты, 51,05 млн — дополнительные), большинству — за счет средств ФСС РФ (11,4 млрд руб.).
Минфин пишет о строительстве
Неактуально... Согласно Письму Минфина РФ от 17 ноября 2004 г. № 07-05-14/299 НДС, уплаченный организациейна приобретение стройматериалов,можно принять к вычетулишь при одновременном выполнениидвух условий, оговоренных в п. 5ст. 172 НК РФ. Во-первых, объектстроительства должен быть принят кбухучету, во-вторых, на него должнаначисляться амортизация. При этом кучету объект основных средств принимаетсяна основании акта приемки-передачи основного средства, утвержденногоруководителем организации,составляемого на каждый инвентарный объект. А согласно абз. 2п. 2 ст. 259 НК РФ амортизация начисляетсяс 1-го числа месяца, следующегоза месяцем, в котором объект введен в эксплуатацию. Значит, суммы НДС, заключает Минфин, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным для строительства, подлежат вычету после принятия здания на учет в качестве объекта основных средств с момента начала начисления амортизации.
Итак, в бухучете амортизация начисляется с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда объект был поставлен на учет. В налоговом — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию. Если срок ввода объекта не совпадет с принятием его на учет, не совпадут и сроки начисления амортизации. Такое может произойти, когда объект недвижимости требует госрегистрации — оформление документов займет некоторое время. Однако проблема не представляется актуальной, поскольку п. 52 Методических рекомендаций по учету основных средств (утверждены Приказом Минфина РФ от 13 октября 2002 г. № 91Н), разрешает начислять амортизацию по фактически эксплуатируемому объекту ОС, документы на который переданы на госрегистрацию, причем с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию (ОС принимается на отдельный субсчет к счету учета основных средств, сумма амортизации после госрегистрации может корректироваться).
Возместить НДС можно в следующем месяце после того, как документы уйдут на госрегистрацию.
...и некорректно. Письмом Минфина РФ от 8 декабря 2004 г. № 03-04- 11/222 разъясняется, что организациина «вмененке» не вправе поставить квычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным при ведении строительства для собственных нужд.
Аргументация простая: перечнем видов предпринимательской деятельности, переводимых на ЕНВД, строительно-монтажные работы не предусмотрены.
Поэтому по деятельности, не подлежащей переводу на «вмененку», обязанность исчислять и платить НДС сохраняется.
Несколько странная выкладка, если учесть, что собственными силами организация на «вмененке» возводит пристройку к магазину как раз для ведения основной деятельности. То есть данный налогоплательщик вовсе не переквалифицируется в строительную организацию, не меняет профиль предпринимательской деятельности.
И если обратиться к определению предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ, то видно, что здесь отсутствует ее главный признак — систематическое получение дохода от строительства. Источником прибыли все равно останется торговля. Более того, если даже признать СМР отдельным видом деятельности, подлежащим налогообложению НДС, то тогда и вычет по налогу следовало бы получить.
Но вот тут Минфин как раз и напоминает, что организация на «вмененке» права на вычет не имеет, поскольку сама НДС не платит.
Кто теперь прощает долги
Новый порядок списания безнадежных долгов определен Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 678 (для этого изменили ранее действовавшее Постановление от 12 февраля 2001 г. № 100) и вступил в силу 9 декабря 2004 г.
Самое важное — списать безнадежную задолженность теперь можно и по страховым взносам во внебюджетные фонды, и по начисленным пеням и штрафам. Сразу оговоримся, что речь идет лишь о задолженности, образовавшейся по состоянию на 1 января 2001 г. Основания признания этой задолженности те же, что и по основным налогам и сборам: ликвидация организации, банкротство или смерть предпринимателя. Если на погашение задолженности у банкрота не хватает денег, в ход пойдет и его имущество, а бюджетный долг будет признан безнадежным, лишь если и имущества оказалось недостаточно для покрытия долга.
Решение о признании задолженности безнадежной принимается налоговым органом по месту нахождения
налогоплательщика, но выделен и случай, когда решение о списании долга может принять и сам внебюджетный фонд(он же определяет набор требуемых документов), а именно: если фирма была ликвидирована до 1 января 2001 года (в установленном порядке), а акты сверки расчетов в налоговую инспекцию переданы не были.
Кстати, изменения затронули и порядок списания безнадежных таможенных долгов — теперь решение об их списании вправе принять таможенный орган (прежде решение принималось только в ГТК РФ, причем при сумме свыше 20 млн руб. требовалось согласование с Минфином).
Какие документы нужно представить для списания задолженности, определено п. 4 Постановления № 100, но вот список «иных документов» (подп. «д» п. 4) теперь определяется Минфином РФ и внебюджетными фондами. Кроме того, порядок и сроки представления документов, принятия решения и признания задолженности безнадежной тоже отнесены теперь к компетенции Минфина. Исключение составляют лишь долги по страховым взносам в фонды — здесь «порядки устанавливают» сами фонды.