НДС: заполняем декларацию

| статьи | печать

В этой статье мы подробно остановимся на тех сложных и спорных вопросах, на которые нужно обратить внимание в связи с исчислением и уплатой НДС, а также на конкретном примере покажем порядок заполнения декларации по этому налогу.

Форма Декларации по НДС утверждена Приказом МНС России от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/644. Инструкция по заполнению декларации утверждена Приказом МНС России от 21 января 2002 г. № БГ-3-03/25 (далее — Инструкция). После утверждения новых форм Деклараций по НДС в феврале 2004 г. налоговое ведомство внесло изменения и дополнения в Инструкцию по заполнению Декларации по НДС. Эти изменения и дополнения были утверждены Приказом МНС России от 09.02.2004 № БГ-3-03/89.

Декларация по НДС включает в себя титульный лист и следующие разделы:

1.1 — «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогоплательщика»,

1.2 — «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента»,

2.1 — «Расчет общей суммы налога»,

2.2 — «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом»,

3 — «Расчет суммы налога по операциям с хозяйствующими субъектами Республики Беларусь, а также государств участников СНГ (в отношении нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа)»,

4 — «Операции по реализации товаров (работ, услуг), связанные с погашением (списанием) дебиторской задолженности за ранее отгруженные товары (работы, услуги)»,

5 — «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)»,

6 — «Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория Российской Федерации».

Кто и в каком объеме должен представлять Декларацию по НДС?

Во-первых, декларацию должны представлять все лица, признаваемые плательщиками налога на добавленную стоимость, независимо от наличия или отсутствия объектов налогообложения в данном налоговом периоде. Исключение составляют лишь те налогоплательщики, которые пользуются освобождением от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. Эти налогоплательщики еще в прошлом году в Высшем Арбитражном Суде отстояли свое право в течение всего срока освобождения не сдавать в налоговые органы какую-либо отчетность по налогу на добавленную стоимость (Решение ВАС РФ от 13.02.2003 № 10462/02).

Минимальный объем Декларации по НДС, который нужно представить в налоговый орган, включает в себя:

титульный лист;

— Раздел 1.1;

Раздел 2.1.

При отсутствии объектов налогообложения декларация подается в этом же объеме. При этом в строках и графах разделов 1.1 и 2.1 ставятся прочерки.

Разделы 1.2, 2.2, 3, 4, 5 и 6 включаются в состав декларации только в том случае, если в течение налогового периода вы совершали те операции, которые отражаются в этих разделах

Во-вторых, при определенных условиях декларацию должны подавать и те лица, которые не являются плательщиками НДС. Лица, не являющиеся налогоплательщиками, а также налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ, по общему правилу НДС не платят.

Однако если они выставляют своим покупателям счета- фактуры с выделенной суммой НДС, то они обязаны соответствующие суммы НДС в полном объеме заплатить в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ). В этом случае им необходимо также представить в налоговый орган Декларацию по НДС, но в сокращенном объеме: только титульный лист и Раздел 1.1. Сумма налога, выделенная в счетах-фактурах и подлежащая уплате в бюджет, отражается по строке 030 Раздела 1.1. При этом Раздел 2.1, содержащий расчет общей суммы налога, в состав декларации включать не нужно.

В-третьих, декларацию должны представлять в налоговый орган лица, являющиеся налоговыми агентами по НДС. В ст. 161 НК РФ перечислены случаи, когда на организацию или физическое лицо могут быть возложены обязанности налогового агента по НДС (приобретение товаров (работ, услуг) у иностранных лиц, аренда государственного имущества, реализация конфискованного имущества).

Лица, которые совершают операции, перечисленные в ст. 161 НК РФ, признаются налоговыми агентами по НДС независимо от того, являются они сами плательщиками НДС или нет. Налоговые агенты обязаны представлять в налоговые органы Декларации по НДС с заполненными титульным листом, разделами 1.2 и 2.2. Налоговый агент, который одновременно сам является плательщиком НДС, подает в налоговый орган единую Декларацию по НДС, которая должна содержать как минимум следующие разделы: 1.1, 2.1,1.2 и 2.2. Титульный лист при этом заполняется в одном экземпляре.

Порядок уплаты НДС и представления декларации

В соответствии со ст. 163 и 174 НК РФ по общему правилу уплачивать НДС в бюджет нужно ежемесячно в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Ежеквартально уплачивать НДС могут только те налогоплательщики, у которых в течение квартала ежемесячные суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС не превышают 1 млн руб. В этом случае уплата НДС производится в срок до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

При определении размера выручки не нужно учитывать следующие суммы (см. п. 1 Инструкции по заполнениюДекларации по НДС):

— стоимость безвозмездно переданных товаров (работ, услуг);

— стоимость выполненных строительно-монтажных работ для собственного потребления;

— стоимость товаров (работ, услуг), использованных для собственных нужд; .

— стоимость товаров, ввезенных на территорию РФ;

— суммы денежных средств, включенных в налоговую базу в соответствии со ст. 162 НК РФ;

— стоимость переданных товаров (работ, услуг), передача которых не признается реализацией для целей исчисления НДС в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

Если наряду с деятельностью, облагаемой НДС, вы осуществляете деятельность, переведенную на налогообложение ЕНВД, в состав выручки не нужно включать выручку, полученную от реализации товаров (работ, услуг) в рамках деятельности, облагаемой ЕНВД.

Декларация по НДС подается в налоговый орган также ежемесячно либо ежеквартально в те же сроки, что и уплата НДС, — до 20-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (кварталом).

Обратите внимание!

Порядок уплаты налога в текущем квартале (ежемесячно или ежеквартально) устанавливается в зависимости от ежемесячных сумм выручки в течение этого (текущего) квартала.

Если в каком-либо месяце квартала сумма выручки превысила 1 млн руб., то налогоплательщик не имеет права уплачивать налог по итогам квартала. Налог в этом случае должен уплачиваться ежемесячно.

На практике вполне возможна такая ситуация.

Предполагается, что в текущем квартале ежемесячные суммы выручки будут меньше миллиона, и принимается решение не платить НДС ежемесячно, а заплатить его только в конце квартала.

В первом месяце квартала выручка действительно оказалась меньше миллиона. И НДС по итогам этого месяца в бюджет не заплатили, декларацию за этот месяц в налоговую инспекцию не сдали.

Прошел второй месяц квартала. И обнаружилось, что выручка за этот месяц превысила миллион рублей. Получается, что в этом квартале нужно уплачивать налог и сдавать Декларации по НДС ежемесячно. А по итогам первого месяца квартала этого сделано не было. Что в такой ситуации предпринять? Нужно в срок до 20-го числа следующего месяца сдать в налоговую инспекцию Декларации по НДС за все истекшие месяцы квартала, уплатить в бюджет НДС за все эти месяцы, а также пени за несвоевременную уплату НДС. Если это будет сделано, то никакие штрафные санкции организации не грозят. Эта позиция изложена в письмах МНС России от 28.03.2002 № 14-1-04/627-М233 и от 04.07.2001 № 14-3-04/1279-Т890. В противном случае штрафов избежать не удастся (см. Постановление ФАС Северо- Западного округа от 14.07.2004 № А05-870/04-22).

ПРИМЕР 1

Организация, оценив предположительный объем выручки в I квартале 2004 г., решила перейти с I квартала на поквартальную уплату налога. В январе 2004 г. сумма выручки без учета НДС составила 800 000 руб., в феврале 2004 г. 1 100 000 руб.

В данной ситуации в срок до 20 марта организация должна представить в налоговые органы две декларации (за январь и февраль 2004 г.), уплатить всю причитающуюся по итогам этих двух месяцев сумму НДС в бюджет, а также уплатить в бюджет пени за несвоевременную уплату налога за январь. При этом организация не будет привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 119 и 122 НК РФ.

Учитывая, что сумма пеней может быть достаточно большой, решение об уплате НДС по итогам квартала следует принимать только в том случае, если вы имеете твердую уверенность, что в каждом месяце этого квартала сумма выручки не превысит 1 млн руб.

Изложенный выше порядок уплаты налога распространяется на всех налогоплательщиков, в том числе и на субъектов малого предпринимательства, которые уплачивают налог в общеустановленном порядке в зависимости от размера выручки. Никаких льготных порядков уплаты НДС для субъектов малого предпринимательства нет.

Исправление ошибок

Если вы нашли ошибку в исчислении НДС, относящуюся к прошлым налоговым периодам, то вам необходимо представить в налоговый орган уточненную декларацию за тот период, в котором обнаружена ошибка. Декларациюнужно подать на бланке той формы, которая действовала в том налоговом периоде, за который производится перерасчет суммы налога.

Обратите внимание!

В уточненной декларации нужно учитывать только те ошибки, которые вы обнаружили самостоятельно. Суммы НДС, доначисленные вашей организации по результатам налоговых проверок, проведенных налоговым органом за тот период, за который делается перерасчет, отражать не нужно

Общие требования к заполнению декларации

При заполнении Декларации по НДС нумеровать страницы нужно сквозным способом, начиная с титульного листа, вне зависимости от заполняемых разделов.

При расчете суммы НДС при заполнении всех разделов декларации нужно производить округление суммы налога до целого числа (п. 10 Инструкции).

Раздел 1 декларации содержит информацию о сумме НДС, подлежащей уплате в бюджет.

В Разделе 1.1 отражаются данные о сумме НДС, подлежащей уплате (возмещению из бюджета), по итогам данного налогового периода (строки 030 и 040). Эти данные ьпереносятся сюда из строк 430 и 440 Раздела 2.1 «Расчет общей суммы налога».

Раздел 1.2 заполняется только в том случае, если в течение налогового периода у вас возникали обязанности налогового агента по НДС. В этом разделе отражается сумма НДС, исчисленная вами как налоговым агентом (строка 030). Данные в Раздел 1.2 переносятся из Раздела 2.2 «Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом» (строка 170).

Раздел 1.2, равно как и Раздел 2.2, заполняется отдельно в отношении каждого иностранного лица и (или) каждого арендодателя. В составе Декларации по НДС должно быть равное число заполненных разделов 1.2 и 2.2.

Собственно, расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет (возмещению из бюджета), осуществляется в Разделе 2.1 «Расчет общей суммы налога».

В первой части Раздела 2.1 отражается информация обо всех налогооблагаемых объектах.

Обратите внимание на то, что в этой части Декларации по НДС присутствуют три ставки НДС — 10,18 и 20%. Данные о реализации товаров (работ, услуг) со ставкой НДС 20% могут присутствовать в декларации только у тех налогоплательщиков, которые выручку для целей исчисления НДС определяют по оплате. В соответствующих строках (со ставкой НДС 20%) пункта 1 декларации эти налогоплательщики отражают сведения о стоимости товаров(работ, услуг), отгруженных до 1 января 2004 г., оплата за которые поступила после 1 января 2004 г. Объясняется это тем, что товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные) до 1 января 2004 г., облагаются НДС по ставке 20% независимо от момента оплаты этих товаров (работ, услуг) (п. 39.6 Методических рекомендаций по НДС). У налогоплательщиков, определяющих выручку для целей исчисления НДС по отгрузке, строки со ставкой НДС 20% не заполняются.

Информация о налоговых вычетах по НДС отражается во второй части Раздела 2.1.

Кроме основных разделов в декларацию включены справочные разделы 3—6.

Раздел 2.1 «Расчет общей суммы налога»

Реализация товаров (работ, услуг) (строки 010—210)

По общему правилу налоговая база при реализациитоваров (работ, услуг) определяется исходя из стоимости этих товаров (работ, услуг), согласованной сторонами сделки (т. е. договорной стоимости). Чтобы правильно рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет со стоимости реализованных за налоговый период товаров (работ, услуг), необходимо определить сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг). Для этого в первую очередь используются данные бухгалтерского учета о стоимости реализованных за отчетный период товаров (работ, услуг), отражаемые на сч. 90 «Продажи» и сч. 91 «Прочие доходы и расходы».

При реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе (строки 070, 080 декларации) налоговая база определяется исходя из рыночных цен на дату передачи (п. 2 ст. 154НКРФ).

Обратите внимание!

Налоговые органы (см. Письмо УМ НС России по г. Москве от 15.07.2004 № 24-14/47585 со ссылкой на Письмо МНС России от 05.07.2004 № 03-1-08/484/18) и Минфин России (см. Письмо Минфина России от 31.03.2004 № 04- 03-11/52) считают, что бесплатная раздача товаров в рекламных целях подлежит обложению НДС.

Это требование распространяется на любую сувенирную продукцию, раздаваемую бесплатно, авторучки, листовки, буклеты и т. п. (см. Письмо Минфина России от 25.11.2004 № 03-04-11/209).

Если вы закупаете сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки у физических лиц (строки 110—130 декларации) и затем перепродаете ее, налоговая база по НДС определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ). Этот порядок распространяется только на ту продукцию, которая включена в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383 «Об утверждении Перечня сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками)».

Обратите внимание!

Во-первых, положения п. 4 ст. 154 НК РФ применяются только в том случае, если продукция закупается у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, либо у предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы.

Во-вторых, положения п. 4 ст. 154 НК РФ распространяются только на операции по перепродаже сельхозпродукции и продуктов ее переработки, поименованных в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 мая 2001 г. № 383.

Если вы закупаете продукцию, включенную в вышеназванный Перечень, перерабатываете ее (в том числе и на давальческих началах), а потом реализуете готовую продукцию, то налоговую базу при реализации этой продукции нужно определять в общеустановленном порядке исходя из полной цены реализации. Такой порядок применяется даже в том случае, когда реализуемая продукция также включена в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 383.

Изложенной точки зрения придерживаются как налоговые органы, так и Минфин России (см. п. 33.4 Методических рекомендаций по НДС, Письмо Минфина России от 27.04.2002 №04-03-11/17).

В то же время нельзя не отметить, что известны случаи, когда в суде налогоплательщикам удавалось отстоять свое право на исчисление НДС с межценовой разницы в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации продукции, произведенной из продукции, закупленной у физического лица и включенной в соответствующий Перечень (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2002 № 5038). Однако в этом вопросе, по нашему мнению, более убедительной все же является позиция налоговых органов, настаивающих на том, что положения п. 4 ст. 154 НК РФ должны распространяться исключительно на операции по перепродаже закупленной продукции.

При оказании посреднических услуг (строки 140 и 150 декларации) НДС уплачивается только с суммы посреднического вознаграждения (ст. 156 НК РФ). Посредническими услугами считаются услуги, оказываемые на основе договоров комиссии, поручения или агентских договоров. При получении денежных средств от клиентов или от покупателей посредник уплачивает НДС только с той части поступивших средств, которая приходится на сумму его вознаграждения.

По разъяснению Минфина России в аналогичном порядке исчисляется НДС организациями, оказывающими услуги по договорам транспортной экспедиции (Письмо Минфина России от 21.06.2004 № 03-03-11/103).

Уплата налога

При реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту НДС уплачивается в бюджет в рублях. Чтобы правильноопределить сумму НДС, подлежащую уплате вбюджет, валютную выручку необходимо пересчитать врубли. В соответствии с п. 3 ст. 153 НК РФ пересчет суммывалютной выручки в рубли следует производить по курсуЦБ РФ на дату реализации товаров (работ, услуг). Соответственнои сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, такжеисчисляется в рублях по курсу на дату реализации товаров(работ, услуг). Рассчитанная таким образом рублеваясумма НДС в дальнейшем в связи с изменением курса ЦБ РФ не пересчитывается.

Для того чтобы правильно рассчитать сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет, необходимо в первую очередь правильно определить дату реализации товаров (работ, услуг).

Позиция МНС России по этому вопросу нашла свое отражение в Письме от 24.09.2003 № ОС-6-03/995® «О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость». По мнению налогового ведомства, порядок пересчета валютной выручки в рубли зависит от учетной политики для целей исчисления НДС. Если выручка определяется организацией по отгрузке, то выручка пересчитывается в рубли по курсу на дату отгрузки. Если же организация определяет выручку по оплате, то и курс ЦБ РФ нужно брать на дату оплаты.

Однако, на наш взгляд, такой подход ошибочен. Ведь при выборе учетной политики в соответствии со ст. 167 НК РФ налогоплательщик выбирает не дату реализации, а момент определения налоговой базы. Согласитесь — разница есть. А дата реализации для целей налогообложения определяется в соответствии со ст. 39 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 39 НК РФ реализацией признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого, оказание услуг одним лицом другому лицу. Поэтому датой реализации следует считать дату перехода права собственности на товары (выполнения работ, оказания услуг). Очевидно, что дата реализации одинакова для всех налогоплательщиков независимо от выбранной ими учетной политики для целей налогообложения.

Таким образом, по нашему мнению, пересчет валютной выручки в рубли следует производить по курсу на дату отгрузки* товаров (выполнения работ, оказания услуг) независимо от принятой учетной политики для целей налогообложения.

Справедливость такой позиции подтверждается арбитражной практикой (см. Постановление ФАС Западно- Сибирского округа от 21.07.2004 № Ф04-5102/2004 (А81-3054-25).

Выбранная учетная политика для целей исчисления НДС устанавливает лишь тот момент, когда соответствующие обороты по реализации должны быть отражены в Декларации по НДС: в периоде отгрузки либо в периоде оплаты.

Передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд (строки 230, 240)

Передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций, является объектом налогообложения по НДС (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Чтобы решить, нужно начислять НДС на стоимость переданных товаров (работ, услуг) или нет, в первую очередь необходимо правильно определить источник финансирования этих расходов.

ПРИМЕР 1

Предприятие имеет на балансе базу отдыха, которая финансируется за счет фонда потребления предприятия.

Сотрудники предприятия отдыхают на этой базе отдыха бесплатно. Силами своего ремонтного цеха было отремонтировано помещение спортивного зала, находящегося на территории базы.

В данном случае стоимость ремонта не включается в состав расходов, принимаемых при налогообложении прибыли, а погашается за счет источника финансирования базы отдыха (фонда потребления предприятия). Поэтому стоимость выполненных работ должна облагаться НДС.

А теперь предположим, что база отдыха находится на самофинансировании за счет средств, получаемых от продажи путевок. В этом случае стоимость выполненного ремонта учитывается в составе расходов на производство и реализацию, принимаемых при налогообложении прибыли.

Поэтому стоимость ремонтных работ в такой ситуации НДС не облагается.

При передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без учета НДС (п. 1 ст. 159 НК РФ). Начислить НДС по указанным выше операциям необходимо в том налоговом периоде (месяц, квартал), в котором товары были фактически переданы (работы выполнены, услуги оказаны) (п. 4 ст. 166, п. 11 ст. 167 НК РФ).

Обратите внимание!

В п. 2 ст. 149 НК РФ приведен перечень операций по передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд, которые НДС не облагаются.

При совершении таких операций НДС на стоимость передаваемых для собственных нужд товаров (работ, услуг) не начисляется. Но при этом вы не сможете принять к вычету суммы «входного» НДС, относящиеся к этим операциям (п. 2 ст. 170 НКРФ).

В тех случаях, когда стоимость переданных товаров (работ, услуг) НДС облагается, вы имеете полное право на вычет сумм «входного» НДС в общеустановленном порядке (см. ст. 171—173 НК РФ).

Обратите внимание!

Стоимость имущества, приобретенного для собственных нужд, облагается НДС только в случае фактической передачи его структурным подразделениям.

МНС России в своем Письме от 21.01.2003 № 03-1- 08/204/26-В088 «Об уплате НДС по имуществу, приобретенному для собственных нужд» разъяснило, что при приобретении имущества для собственных нужд без последующей передачи структурным подразделениям объекта налогообложения не возникает. При этом суммы НДС, уплаченные по приобретенному для собственных нужд имуществу, к вычету не принимаются.

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления (строка 250)

Если вы осуществляете строительство хозяйственным способом, стоимость выполненных строительно-монтажных работ облагается НДС (подп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).

Начислить НДС на стоимость выполненных строительно- монтажных работ необходимо в том налоговом периоде, в котором соответствующий объект, завершенный капитальным строительством, принимается к учету (п. 10 ст. 167 НК РФ).

Налог исчисляется по ставке 18% от суммы фактических расходов на строительство.

Суммы, связанные с расчетами за товары (работы, услуги) (строки 260—290)

В соответствии со ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС включаются любые полученные вами суммы денежных средств, если они каким-либо образом связаны с расчетами по оплате товаров (работ, услуг). К таким суммам ст. 162 НК РФ относит, в частности, суммы авансовых платежей в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), проценты по товарному кредиту и т. п.

Сумма НДС при получении указанных средств исчисляется по расчетным ставкам 10/110 или 18/118% (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Перечень сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), содержащийся в ст. 162 НК РФ, является открытым. Поэтому на практике возникает очень много вопросов о том, следует ли облагать налогом те или иные полученные средства. Поскольку в рамках данной статьи нет возможности рассмотреть все возникающие ситуации, ниже мы сформулируем два основных условия, которые должны являться критериями оценки необходимости начисления НДС в каждой конкретной ситуации.

Во-первых, НДС облагаются исключительно денежные средства.

Если, например, по бартерному договору вы получаете от своего контрагента какое-либо имущество (в том числе и вексель) в счет предстоящей поставки в его адрес товаров (работ, услуг), то НДС со стоимости полученного имущества уплачивать в бюджет не нужно.

Во-вторых, получение денежных средств должно быть связано с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Если это условие не выполняется, то полученные денежные средства НДС не облагаются.

Так, не облагаются НДС денежные средства, поступление которых:

— не связано с расчетами за товары (работы, услуги);

— связано с расчетами за товары (работы, услуги), освобожденные от НДС;

— связано с расчетами за товары (работы, услуги), местом реализации которых территория РФ не является.

Об авансах

По общему правилу суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящей поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежат обложениюНДС (подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ).

Отметим, что вопрос о том, нужно ли платить НДС при получении авансовых платежей, считался в течение ряда лет спорным, но в 2003 г. этот вопрос был рассмотрен Президиумом ВАС РФ. И суд однозначно указал на то, что авансовые платежи подлежат включению в налоговую базу по НДС того периода, в котором они были фактически получены. При этом не имеет значения, когда будет осуществлена сама поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 19.08.2003 № 12359/09). В 2004 г. окончательная точка была поставлена Конституционным Судом РФ, который также подтвердил правомерность уплаты НДС при получении авансовых платежей и предоплат (см. Определение КС РФ от 04.03.2004 № 148-0).

Не облагаются НДС авансы, поступившие в счет:

предстоящей поставки товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ;

предстоящей поставки товаров (работ, услуг), местом реализации которых территория РФ не является;

предстоящей поставки товаров (работ, услуг), облагаемых НДС по ставке 0%, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев.

Во всех остальных случаях, в том числе и при получении авансов в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг), облагаемых налогом по ставке 0% (за исключением упомянутых выше товаров, длительность производственного цикла которых составляет свыше шести месяцев), суммы авансовых платежей подлежат включению в облагаемый НДС оборот.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет при получении авансовых платежей, исчисляется по расчетным налоговым ставкам 10/110 и 18/118% в зависимости оттого, по какой ставке облагаются налогом реализуемые товары (работы, услуги).

О штрафах

До сих пор не урегулирован на нормативном уровне вопрос о необходимости включения в налоговую базу сумм штрафных санкций, получаемых налогоплательщиками от своих контрагентов за ненадлежащее исполнение (неисполнение) обязательств, вытекающих из договоров на реализацию товаров (работ, услуг).

В статье 162 НК РФ суммы штрафных санкций явно не поименованы в перечне сумм, подлежащих налогообложению. Но это не мешает налоговым органам на местах требовать от налогоплательщиков включать суммы штрафных санкций в налоговую базу по НДС.

Единственная «уступка» со стороны налоговиков — в Письме МНС России от 27.04.2004 № 03-1-08/1087/14 указано, что нормы ст. 162 НК РФ не применяются в отношении штрафных санкций, которые получает покупатель товаров (работ, услуг) от поставщика за ненадлежащее исполнение (неисполнение) им условий договора. Если же санкции уплачивает покупатель поставщику, то поставщик обязан включить полученные суммы в налоговую базу по НДС. Минфин России придерживается по этому вопросу аналогичной точки зрения. В Письме Минфина России от 21.10.2004 № 03-04-11/177 указано, что проценты за пользование чужими денежными средствами, полученные поставщиком от покупателя за несвоевременную оплату товара, облагаются НДС на основании подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ. Аналогичное разъяснение дается и в Письме Минфина России от 18.10.2004 № 03-04-11/168 в отношении сумм штрафных санкций, полученных исполнителем от заказчиков услуг за нарушение сроков оплаты и других условий, предусмотренных договорами.

По нашему мнению, такие требования налоговых органов не основаны на законе.

Ведь по своей правовой природе суммы санкций (пени, штраф, возмещение убытков) за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств не могут рассматриваться как суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), а представляют собой меру гражданско-правовой ответственности, к которой привлекается участник имущественного оборота, не исполнивший надлежащим образом своих обязательств. Анализ арбитражной практики показывает, что у налогоплательщиков есть довольно хорошие шансы отстоять такую точку зрения в суде.

Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа указал на то, что санкции за нарушение договорных обязательств связаны не с оплатой реализованных товаров, а с нарушением договорных обязательств и необходимостью возмещения причиненного вреда. Поэтому штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств не удовлетворяют признакам, указанным в п. 1 ст. 162 НК РФ, и не могут на этом основании включаться в налоговую базу по НДС (см. Постановление от 27.08.2003 № АЗЗ-89/03-СЗН-Ф02-2684/03-С1).

Налогоплательщикам удается выигрывать подобные споры и в других округах (см., например, Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.2004 № Ф04- 5204/2004 (А45-3259-31), ФАС Уральского округа от 21.08.2003 № Ф09-2548/03-АК, ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2002 № А56-27707/01).

Налоговые вычеты (строки 310—380)

В 2004 г. Конституционный Суд РФ существенно осложнил жизнь практически всем налогоплательщикам. Про

Определение КС РФ от 08.04.2004 № 169-0 знают, наверное, уже все налогоплательщики. Вкратце суть проблемы заключается в следующем.

В Определении № 169-0 Конституционный Суд РФ сформулировал свою позицию по вопросу применения механизма налоговых вычетов по НДС. Среди прочего уважаемые судьи пришли к следующим выводам. Если налогоплательщик оплачивает товары (работы, услуги) за счет заемных средств, то право на вычет НДС он получает только после возврата суммы займа заимодавцу. Если же товары (работы, услуги) оплачиваются денежными средствами (или иным имуществом), которые ранее были получены налогоплательщиком безвозмездно, то он вообще не имеет права на вычет «входного» НДС.

Налоговые органы на местах восприняли Определение № 169-0 как руководство к действию. И последствия не заставили себя долго ждать. Огромное число налогоплательщиков попросту оказались «отрезанными» от механизма налоговых вычетов по НДС. Наличие в балансе задолженности по займам (кредитам) стало для многих преградой в получении вычетов.

Очевидно, что эта проблема требовала скорейшего разрешения.

И первый шаг к ее разрешению сделал все тот же Конституционный Суд в своем Определении от 04.11.2004 № 324-0. В нем суд официально разъяснил свое прежнее Определение № 169-0. Фактически судьи сказали следующее: налогоплательщик должен понести реальные затраты на уплату сумм НДС. А понес он их или нет — в каждом конкретном случае это нужно решать исходя из фактических обстоятельств конкретного дела. Мы (т. е. судьи Конституционного Суда) в Определении № 169-0 привели примеры тех случаев, когда может возникать (а может и не возникать) вопрос о том, понес ли налогоплательщик реальные затраты. При возникновении спора этот спор должен решаться в арбитражном суде. А мы (т. е. Конституционный Суд) такие споры вообще не рассматриваем.

В итоге ситуация с вычетами на сегодняшний день выглядит следующим образом. Налоговые органы пытаются при проверках выявить как можно больше «подозрительных» случаев, когда можно ставить вопрос о том, что налогоплательщик «не понес реальных затрат на уплату сумм НДС поставщикам». В «зону риска» в первую очередь попадают конечно же организации, пользующиеся заемными (кредитными) ресурсами, а также получающие разного рода финансовую помощь (возмездную и безвозмездную).

А налогоплательщикам остается уповать только на то, что арбитражный суд, рассматривая спор, будет руководствоваться исключительно нормами закона, т. е. главы 21 НК РФ, в которой термин «реально понесенные затраты» вообще не используется.

Напомним, в главе 21 НК РФ четко сформулированы условия, выполнение которых дает право на вычет «входного» НДС:

  • товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС;
  • товары (работы, услуги) приняты к учету и оплачены поставщику;
  • имеется должным образом оформленный счет-фактура поставщика.


Если все эти условия выполнены, то по закону налогоплательщик имеет право на вычет.

Отметим, что анализ арбитражной практики показывает: шансы доказать свое право на вычет НДС в суде у налогоплательщиков есть. Так, например, ФАС Западно-Сибирского округа подтвердил правомерность применения налоговых вычетов по НДС при том, что часть товара была оплачена налогоплательщиком за счет заемных средств. Никаких нарушений норм закона суд не усмотрел и действия налогоплательщика признал соответствующими закону (см. Постановление от 20.10.2004 № Ф04-7459/2004 (5579-А67- 37). Аналогичное решение в пользу налогоплательщика принял и ФАС Северо-Западного округа, указав, что налоговый орган должен представить доказательство того, что использование заемных средств осуществляется с целью создания схем незаконного обогащения за счет бюджетных средств. Поскольку налоговый орган не смог представить доказательств недобросовестности налогоплательщика, суд подтвердил право последнего на вычет сумм «входного» НДС, оплаченных за счет заемных средств (см. Постановление от 25.10.2004 № А56-17609/04).

Раздел 6. «Операции, не признаваемые объектом налогообложения, а также операции по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ

Операции, не признаваемые реализацией товаров, работ, услуг

Налоговым кодексом определен перечень операций, которые для целей налогообложения реализацией не признаются. Такие операции НДС не облагаются.

Эти операции можно разбить на две группы:

1. Операции, которые не признаются реализацией для целей исчисления всех налогов, а не только НДС. Это операции, перечисленные в п. 3 ст. 39 НК РФ (подп. 1 п. 2 ст. 146НКРФ).

2. Операции, которые не признаются реализацией только для целей исчисления НДС. Перечень этих операций приведен в подп. 2—5 п. 2 ст. 146 НК РФ.

В 2004 г. окончательно решился вопрос о порядке налогообложения услуг вневедомственной охраны. Налоговые органы в течение нескольких лет настаивали на том, что услуги вневедомственной охраны по охране имущества собственников должны облагаться НДС в общеустановленном порядке.

При этом арбитражные суды принимали решения в пользу налогоплательщиков, указывая на то, что услуги подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел подпадают под действие подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ и для целей исчисления НДС реализацией не признаются.

Наконец, этот вопрос был рассмотрен Президиумом ВАС РФ, который подтвердил, что услуги, оказываемые подразделениями вневедомственной охраны по охране имущества физических и юридических лиц на основе заключенных с ними договоров, подпадают под действие подп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ и соответственно НДС не облагаются (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 25.11.2003 № 10500/03).

Арбитражная практика заставила налоговое ведомство изменить свою позицию и признать, что услуги вневедомственной охраны НДС облагаться не должны. Однако, признав этот факт, МНС России указало на то, что если подразделение вневедомственной охраны выставляло своим покупателям счета-фактуры с НДС, то этот НДС должен быть уплачен в бюджет в полном объеме на основании п. 5 ст. 173 НК РФ. При этом у покупателей указанные суммы НДС к вычету приниматься не должны** (см. Письмо МНС России от 29.06.2004 № 03-1-08/1462/17®).

На наш взгляд, такой подход не имеет под собой никакого нормативного обоснования. Покупатель не обязан проверять, какой налоговый режим использует продавец.

Наличие счета-фактуры, соответствующего требованиям ст. 169 НК РФ, является достаточным основанием для вычета НДС (при выполнении остальных условий, установленных ст. 170—172 НК РФ).

Место реализации товаров (работ, услуг)

Объект обложения налогом на добавленную стоимость возникает при реализации товаров (работ, услуг) на

территории РФ (п. 1 ст. 146 НК РФ). Если местом реализации товаров (работ, услуг) является территория иностранного государства (в том числе государства — участника Содружества Независимых Государств), то такие операции НДС не облагаются.

Порядок определения места реализации товаров установлен в ст. 147 НК РФ. Местом реализации товаров признается территория РФ при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.


Специальные правила, которыми необходимо руководствоваться при определении места реализации работ (услуг) в целях исчисления налога на добавленную стоимость, установлены в ст. 148 НК РФ.

Как работать с этой статьей? Вам нужно определить, к какому подпункту п. 1 ст. 148 НК РФ подходят те работы (услуги), место реализации которых вам нужно установить.

В каждом подпункте содержатся свои собственные правила определения места реализации, которые распространяются только на те работы (услуги), которые перечислены в этом подпункте. Если ни в одном из подпунктов п. 1 ст. 148 НК РФ вы не нашли упоминание об интересующих вас работах (услугах), тогда вам нужно воспользоваться порядком, изложенным в подп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Место реализации работ и оказания услуг определяется на основании следующих документов:

контракта, заключенного с иностранным или российским лицом;

документов, подтверждающих факт выполнения работ (оказания услуг). В качестве таковых могут рассматриваться акты выполненных работ (оказанных услуг), подписанные обеими сторонами.

При отсутствии подтверждающих документов местом реализации работ (услуг) будет признаваться территория РФ.

Пример заполнения Декларации

Проиллюстрируем порядок заполнения Декларации по налогу на добавленную стоимость на конкретном примере.

ПРИМЕР 2

Организация — плательщик НДС определяет выручку для целей исчисления НДС по оплате и уплачивает НДС ежемесячно. В октябре 2004 г. выявлены следующие данные (см. табл.).

Хозяйственные операции

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Дебит

Кредит

Поступила оплата за товары:
— отгруженные в 2003 г. —600 000 руб.,
включая НДС (20%) 100 000 руб.;
— отгруженные в 2004 г. — 1 180 000 руб.,
включая НДС (18%) 180 000 руб.

51
76/НДС

51
76/НДС

62
68/НДС

62
68/НДС

600 000
100 000

1 180 000
180 000

Получен аванс в счет предстоящей
поставки товаров в сумме 826 000 руб.

51
62

62
68/НДС

826 000
126 000

Отгружен товар в счет аванса,
полученного в сентябре. на сумму 118 000 руб.

62
90
68/НДС

90
68/НДС
62

118 000
18 000
18 000

Оприходованы покупные товары, оплаченные в сентябре, на сумму 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб.

41
19
68/НДС

60
60
19

200 000
36 000
36 000

Приобретен (принят к учету и оплачен) кассовый аппарат
стоимостью 12 980 руб. (вт. ч. НДС 1980 руб.)

01
19
60
68/НДС

60
60
51
19

11 000
1980
12 980
1980

Приобретен банковский вексель
номиналом 100 000 руб. за 90 000 руб.

58

76

90 000

Банковский вексель передан поставщику в счет погашения задолженности за товары, приобретенные в августе 2004 г.
Стоимость товаров согласно счету-фактуре поставщика 94 400 руб., в том числе НДС —14 000 руб.

60
91
68/НДС

91
58
19

94 400
90 000
13 728***

Перечислена арендная плата за IV квартал за аренду гос. имущества по договору аренды с местным органом власти — 300 000 руб.

62
19

51
68/НДС с аренды

300 000
54 000

Организацией как налоговым агентом перечислена в бюджет сумма НДС с арендной платы за IV квартал

68/НДС с аренды

51

54 000

Сумма НДС по арендной плате за октябрь предъявлена к вычету

68/НДС

19

18 000

* Если договором или законом установлен иной момент перехода права собственности, то выручка пересчитывается в рубли по курсу на момент перехода права собственности, установленный договором либо законом.

** В последнее время представители налогового ведомства все чаще высказывают позицию о том, что суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным неплательщиком НДС, к вычету у покупателей приниматься не должны. Это касается, например, счетов-фактур, полученных от продавцов, применяющих упрощенную систему налогообложения или уплачивающих ЕНВД.

*** Поскольку товары оплачены векселем третьего лица, то сумма НДС, которую можно принять к вычету, не может превышать сумму, исчисленную исходя из фактических затрат на приобретение векселя (90 000 : 118x18 = 13 728 руб.).

Прикрепленные файлы: