Президент России Владимир Путин подписал 29 декабря 2004 года Федеральный закон «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год». Тем самым он согласился, несмотря на ранее высказанные им принципиальные замечания, с нормой о введении оплаты работодателями двух первых дней нетрудоспособности.
В Постановлении Госдумы, подписанном 17 декабря 2004 года Борисом Грызловым, говорится, что «норма о выплате пособий по временной нетрудоспособности за первые два дня за счет средств работодателей действует только в 2005 году». Таким образом, в один и тот же день депутаты принимают «неправильный» Закон и тут же объясняют, почему они это сделали. Оказывается, нововведение носит временный характер, поскольку система соцстраха переживает сейчас переходный период. Преодолеть его, по логике народных избранников, и помогут работодатели. То есть нужно потерпеть, пока система соцстраха не встанет на рыночные рельсы. А чем же она была до этого? Видимо, собесом.
Как считают в Координационном совете объединений работодателей России (КСОРР), в бюджете ФСС на 2005 год заложено 28 млрд рублей, которые пойдут на нестраховые выплаты (например, на оздоровление детей работающих граждан будет потрачено 12,56 млрд рублей). Фактически это же подтвердила и Государственная Дума. В том же Постановлении нижней палаты парламента говорится буквально следующее: «Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике обеспечить в 2005 году подготовку и рассмотрение законопроектов о пособиях по социальному страхованию, направленных на расширение страховых принципов обязательного социального страхования».
В пылу похвального стремления Госдумы придать системе соцстраха истинно страховой характер депутаты забывают, что концепция реформирования социального страхования была принята правительством еще в 2003 году.
Более того, принятая ими норма о двух днях прямо противоречит ей. Однако такую мелочь в процессе принятия Закона о бюджете ФСС на 2005 год не учли. Впрочем, это типичная судьба всякого рода концепций, которых за последние годы принято было немало.
По мнению исполнительного директора Аналитического центра развития социального партнерства КСОРР Игоря Недобоя, «расширять страховые принципы необходимо было еще до снижения единого социального налога».
Именно на снижение ЕСН ссылаются в правительстве и в аппарате ФСС, мотивируя введение так называемого положения о двух днях. При этом наличие в системе социального страхования нестраховых федеральных обязательств просто игнорируется.
В общем, не считая правительства, все понимают двусмысленность ситуации, а сделать как надо, не могут. Получается, что одной рукой государство снижает единый социальный налог, а другой – достает из кармана работодателей якобы недостающие системе соцстраха средства.
Коротко о важном
Законом о бюджете ФСС на 2005 год предусмотрено увеличение единовременного пособия при рождении ребенка с 4,5 до 6 тыс. рублей. В 2005 году увеличивается максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности с 11 700 до 12 480 рублей. Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний увеличен с 30 до 33 тыс. рублей. Сумма, из которой исчисляется единовременная страховая выплата, также увеличена — с 30 до 43,2 тыс. рублей.
Наша справка
Доходы Фонда социального страхования в 2005 году составят 185,5 млрд рублей. Расходы предусмотрены в размере 190,8 млрд, но из них на обязательное социальное страхование пойдет только 155,7 млрд рублей. На покрытие дефицита бюджета фонда будут направлены остатки средств ФСС в объеме 5,6 млрд рублей.