Правительство РФ в основном одобрило подготовленную Федеральным агентством по рыболовству Стратегию развития аквакультуры в России на период до 2020 г. и поручило ведомству доработать законопроект «Об аквакультуре и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с учетом предложений и поправок других федеральных органов законодательной и исполнительной власти, администраций регионов.
Главной целью развития аквакультуры в России является обеспечение населения страны широким ассортиментом отечественной рыбопродукции по ценам, доступным для населения с различным уровнем доходов, — отметил в своем докладе на заседании Президиума Правительства РФ глава рыбного ведомства Андрей Крайний. — Для достижения этой цели в соответствии со стратегией развития рыбохозяйственного комплекса до 2020 г. необходимо увеличить производство продукции аквакультуры до 410 000 т в год».
Эта фраза чиновника приведена не случайно: она тесно связана с историей данного законопроекта.
Впервые эти слова прозвучали пять лет назад из уст тогдашнего главы Минэкономравития России Германа Грефа в связи с подготовкой законопроекта об аквакультуре. Тогда же министр озвучил поставленную задачу: довести искусственное производство рыбы и других водных биоресурсов до 1,4 млн т в год.
Через два года об этом сказал глава Минсельхоза России, в ведении которого находился рыбопромышленный комплекс. Правда, цифру он назвал более скромную — 600 000 т.
И вот в октябре текущего года члены Правительства РФ услышали о необходимости увеличить объемы производства продукции аквакультуры до 410 000 т.
Цифра, конечно, не такая весомая, но почти в четыре раза превышает показатель объема продукции, произведенной на подводных фермах в прошлом году. Для сравнения возьмем Китай. Там ежегодно производят до 40 млн т продукции аквакультуры.
Впрочем, вернемся к третьему варианту законопроекта.
Если суммировать предлагаемые меры по развитию аквакультуры, то они сводятся к следующему.
Предпринимателям, занятым в данной сфере, нужно предоставить те же правовые нормы, что и крестьянам, потому что они не добывают, как рыбаки, дарованные природой водные биоресурсы, а выращивают из икринок осетровые и лососевые виды рыб, моллюски, пелядь и др. Фермерам надо помочь приобрести современное оборудование, построить рыбопромысловые суда для производства дешевой рыбной муки, выделить им в бесплатную и долгосрочную аренду водные участки, как землю крестьянам, обеспечить маточным поголовьем.
«Для организации предприятий аквакультуры бизнесу потребуется первоначальный капитал в виде государственных субсидий, — отметил в беседе с корреспондентом „ЭЖ“ председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и рыбохозяйственному комплексу Геннадий Горбунов. — И законодательно оградить их от коррупционных посягательств как федеральных, так и местных чиновников. При этом не надо изобретать велосипед, ценнейший опыт есть не только в Китае, но и Норвегии, Канаде, да и в других странах».
Как сообщили корреспонденту «ЭЖ» в Росрыболовстве, по данным ООН, на сегодняшний день за счет аквакультуры в мире появляется в продаже порядка 70 млн т водных биоресурсов, что составляет 44% общего мирового производства морских продуктов. При этом почти 60% продукции аквакультуры приходится на Китай. За последние 20 лет эта страна утроила объемы производства. Важнейшим фактором такого роста стала широкомасштабная государственная поддержка бизнеса, занятого в данной сфере экономики. Была принята государственная программа, которая предусматривала субсидирование создания производств по выращиванию биоресурсов и производства кормов, освобождение от налогов на пять лет, безвозмездное предоставление водных участков для целей аквакультуры.
Тем не менее России Китай, судя по всему, не указ, и все происходит с точностью до наоборот. Если в 1980-е гг. в России ежегодно выращивали до 500 000 т рыбы и морепродуктов, то в 2009 г. этот показатель упал до 115 000 т. В то же время Россия, по данным Инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш», располагает самым крупным в мире фондом рыбохозяйственных водоемов. В федеральной собственности — 22,5 млн га озер, 4,3 млн га водохранилищ, около 1 млн га сельскохозяйственных водоемов комплексного назначения, 142 900 га прудов и 523 000 км рек. Прибрежная зона морей России включает участки общей площадью 400 000 кв. км, пригодные для искусственного воспроизводства и выращивания рыб, беспозвоночных морских животных, съедобных водорослей.
В прошлом году редакция газеты «ЭЖ» провела опрос среди предпринимателей, занимающихся выращиванием рыбы и морепродуктов в прибрежных зонах Черного моря, Каспия, Дальневосточного бассейна (подробнее об этом см. ст. "Аквакультура просится в закон"). И все как один указывали на барьеры на пути развития отрасли в виде многочисленных согласований документов с чиновниками разного уровня, бесчисленные проверки правоохранительных органов, непомерные налоговые нагрузки за использование водных участков. И никаких льгот региональные и муниципальные власти им не предоставляют.
Какие чиновничьи рогатки приходится преодолевать производителям аквакультуры, видно на примере деятельности Всероссийского института рыбного хозяйства и океанографии в бассейне Черного моря. У института есть экспериментальная плантация, где выращиваются мидии, тихоокеанские устрицы и двустворчатые моллюски. Но, несмотря на повышенный спрос на эту продукцию, плантация не расширяется.
«Главная проблема, с которой мы столкнулись, — невозможно организовать хозяйство, не получив множество согласований, резолюций, разрешений, — сетует главный специалист института Ирина Яхонтова. — Когда мы организовывали наше хозяйство, выполнили 50 с лишним предписаний и получили более 60 согласований, чтобы получить в аренду участок земли и участок воды. При этом срок аренды составляет всего 11 месяцев».
Судя по поступающим в Росрыболовство материалам с мест, такой же бег с препятствиями устраивают предпринимателям чиновники в Астраханской, Волгоградской, Ленинградской и Ростовской областях, Краснодарском, Ставропольском, Приморском и Хабаровском краях.
Выпуск молоди ценных видов рыб рыбоводными предприятиями в естественные водоемы и водохранилища по Российской Федерации*, млн штук
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
Выпуск молоди ценных видов рыб** |
6646,1 |
6757,2 |
6850,8 |
6981,2 |
6452,2*** |
6938,6 |
7418,7**** |
7653,7 |
7908,4 |
9432,0 |
из них: | ||||||||||
осетровых |
82,7 |
93,6 |
89,9 |
70,6 |
70,3 |
59,6 |
72,1 |
70,6 |
57,2 |
37,9 |
лососевых |
684,7 |
598,5 |
692,0 |
631,6 |
690,0 |
682,5 |
694,9 |
759,5 |
930,9 |
813,2 |
сиговых |
46,1 |
59,0 |
66,5 |
61,5 |
59,5 |
45,4 |
34,5 |
59,8 |
86,4 |
96,5 |
растительноядных |
50,7 |
66,4 |
93,9 |
97,7 |
86,4 |
83,3 |
77,1 |
68,5 |
40,7 |
27,4 |
частиковых |
5781,9 |
5939,7 |
5908,6 |
6111,6 |
5544,0 |
6065,9 |
6533,6 |
6689,5 |
6788,6 |
8451,4 |
* По данным Росрыболовства.
** 2003—2006 гг. — включая кефалевые.
*** Включая выпуск речных раков.
**** Включая миногу.