Минэкономразвития не поддержало запрос ОАО «Российские железные дороги» на 23-процентное повышение тарифов на грузовые перевозки в 2012 г. Об этом стало известно 1 декабря после заседания Президиума Правительства РФ, на котором рассматривался вопрос инвестиционной программы железнодорожного гиганта.
Необходимость повышения тарифов руководство РЖД объяснило тем, что в 2009—2010 гг. компания сдерживала их уровень для поддержки экономики в кризис в обмен на компенсацию выпадающих доходов. В 2012 и 2013 гг. выплата компенсаций холдингу уже не предусмотрена, а согласно утвержденному правительством плану тарифы должны возрасти всего на 7,4 и 6,4% соответственно (в 2011 г. — на 8%).
Экономически обоснованный уровень тарифов железнодорожники рассчитали исходя из методики, утвержденной в августе Федеральной службой по тарифам, и аналогичной методики RAB-тарифов энергетиков. Получилось, что для обеспечения минимальной инвестиционной программы и программы капитального ремонта, поддерживающего безопасность перевозок, в 2012 г. РЖД необходимо повысить тарифы на 23% или получить компенсацию от государства в размере 147 млрд руб. Если руководство страны откажется выполнять эти условия, железнодорожная монополия уменьшит расходы и инвестиционную программу, в том числе сократит ремонт путей на 3000 км, уволит 42 000 (5%) сотрудников и ограничит закупки локомотивов на 30%.
«Действительно, тот объем инвестпрограммы, который нужен для РЖД, предполагает большее увеличение тарифов, чем заложено сейчас, — ответила министр экономического развития Эльвира Набиуллина на доводы железнодорожного гиганта. — Однако мы считаем необходимым придерживаться именно этой цифры — 7,4%, не пересматривать пока тарифных решений, потому что тарифы для РЖД — это издержки для компаний всей страны». По ее словам, для реализации проектов инвестпрограммы РЖД может найти частных инвесторов или привлечь деньги с рынка.