В настоящее время у нас проходит выездная налоговая проверка. Инспекторы сказали, что НДС к вычету примут только после встречной проверки документов поставщика, а на то время, пока длится встречная проверка, срок выездной проверки нашей фирмы увеличивается автоматически. Правомерны ли действия налоговиков и какие последствия могут иметь результаты встречной проверки для нашей фирмы?
А. Стрельцова, Московская обл.
В отдельных случаях внутренние документы МНС России обязывают налоговиков провести встречную проверку.
Ситуация, когда налогоплательщик претендует на возмещение НДС, — из их числа. Документы поставщика будут проверены в соответствии с Приказом МНС России от 3 сентября 2001 г. № БГ-14-03/106дсп.
Если из инспекции, в которой состоит на учете ваш поставщик, в ответ на запрос проверяющих придет справка, подтверждающая ваши с ним расчеты, то о судьбе вычета по НДС можно не беспокоиться. Если же выяснится, что фирмы-контрагента не существует, или у нее отсутствуют необходимые документы, или документы имеются, но цифры в них существенно отличаются от ваших, то НДС к вычету налоговики не примут. В этом случае право на вычет придется отстаивать в суде, причем арбитражная практика показывает, что решение не всегда принимается в пользу налогоплательщика (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 30 июля 2004 г. № А19-19333/03-5-Ф02-3002/04-С1, ФАС Волго-Вятского округа от 20 мая 2004 г. № А28-1154/2004-1/26).
Поэтому если вы не хотите спорить с налоговым органом относительно того, отвечаете вы за действия поставщика или нет, остается сотрудничать только с теми фирмами, в которых вы уверены.
Результаты встречной проверки отражаются в акте выездной (Инструкция № 60, утвержденная Приказом МНС России от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138), а материалы встречной проверки должны включаться в приложения к акту.
А вот что касается автоматического продления срока выездной проверки на время проведения встречной, то здесь налоговики лукавят. Действительно, в Постановлении от 16 июля 2004 г. № 14-П Конституционный Суд отметил, что закон не содержит запрета на приостановление выездных налоговых проверок, срок их проведения является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 НК РФ, в этих случаях не применяется. Таким образом, время проведения встречных проверок не должно засчитываться в двухмесячный (в исключительных случаях — трехмесячный) срок проведения выездной налоговой проверки, но только в том случае, если проверяющие в этот же период не продолжают находиться на территории налогоплательщика.