У нас на предприятии была начата выездная проверка, но потом инспекторы перестали приходить, сказав, что проверка приостановлена. Законно ли это и как оформляется приостановление проверки?
А. Самохвалова, Ленинградская обл.
Действительно, НК РФ не содержит норм, регламентирующих приостановление выездных налоговых проверок. Однако он не содержит и запрета на их приостановление, что подтверждается Постановлением КС РФ от 16 июля 2004 г. № 14-П. Срок выездной проверки складывается из периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории налогоплательщика. Таким образом, если на территории проверяемой компании инспекторов фактически нет, налоговый орган вправе приостановить проверку.
Причем предельного срока, на который она может быть приостановлена, не установлено. Главное, чтобы период нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не превысил двух месяцев (Постановление ФАС Уральского округа от 8 июня 2004 г. № Ф09-2280/04АК).
Приостановление проверки должно быть подтверждено соответствующим решением руководителя налогового органа (его заместителя). Об этом свидетельствуют и арбитражная практика (Постановление ФАС ВСО от 29 апреля 2004 г. № А58-571/2003-Ф02-1445/04-С1), и Инструкция МНС России от 10 апреля 2000 г. № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» (утверждена Приказом МНС РФ от 10 апреля 2000 г. № АП-3-16/138). В соответствии с п. 1.10.2 Инструкции во вводной части акта выездной налоговой проверки должны быть указаны дата и номер решения о приостановлении проверки, а также период, на который она была приостановлена.
В решении в качестве оснований для приостановлении проверки может быть указана необходимость проведения встречной проверки, экспертизы или болезнь проверяющего, а также форс-мажорные и иные обстоятельства.
По вопросу же о том, следует ли направлять налогоплательщику решение о приостановлении проверки, единого мнения нет. С одной стороны, в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 21, подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на получение копий акта налоговой проверки и решения налогового органа, а налоговые органы обязаны направлять им эти копии. Однако налоговые органы считают, что их обязанность «по ознакомлению налогоплательщика с решением о приостановлении выездной налоговой проверки не установлена» (Информационное письмо УМНС России по г. Москве от 16 сентября 2003 г. № 11- 15/50875). Поэтому если налогоплательщик с решением не ознакомлен, то он может в соответствии со ст. 138 НК РФ обжаловать бездействие должностных лиц налогового органа в вышестоящий налоговый орган или в суд.