Дела бухгалтерские… декабрьские

| статьи | печать
Дела бухгалтерские… декабрьские

Чтобы встретить Новый год с чистой совестью, бухгалтер в декабре должен закрыть финансовый год и подготовиться к следующему отчетному периоду. Список неотложных дел для работников финансовой службы мы свели в таблицу. Он не только поможет ничего не упустить из виду, но и позволит в некоторых случаях снизить налоговую нагрузку.

Дело № 1: провести сверку расчетов с контрагентами и проверить первичку

Прежде чем приступить к закрытию счетов бухгалтерского учета и реформации баланса, рекомендуем бухгалтерам провести сверку расчетов с поставщиками и покупателями. В ходе этого мероприятия проверяется незакрытая задолженность перед контрагентами организации и выявляются суммы непогашенных авансов.

Кроме того, компания анализирует задолженность покупателей за отгруженные товары (работы, услуги).

Обратите внимание: для организации очень важно выявить кредиторскую задолженность, по которой истек срок исковой давности. Ведь в этом случае такие суммы должны увеличить налогооблагаемую прибыль организации. Однако, если компания перечислит хоть какую-нибудь сумму в счет погашения долга, срок исковой давности прерывается и начинает отсчитываться заново (ст. 203 ГК РФ). Следовательно, обязанность увеличивать налоговую базу по прибыли отпадает.

На наш взгляд, перед составлением годовой отчетности нелишним будет провести сверку расчетов с налоговой инспекцией и внебюджетными фондами. Выявленные расхождения можно устранить до сдачи отчетности и тем самым избежать начисления пеней и штрафных санкций.

Также в конце года бухгалтерии необходимо провести инвентаризацию первичных документов и счетов-фактур. Зачастую документы в организацию приходят с опозданием или в бухгалтерию поступают их копии. Для целей бухгалтерского и налогового учета принимаются только оригиналы документов. Соответственно и расходы могут быть признаны только при наличии оригинальной первички. Поэтому, чтобы не возникло проблем с признанием расходов, необходимо восполнить этот пробел.

Кроме того, бухгалтер должен проверить правильность остатков на счетах бухгалтерского учета, чтобы убедиться, что все хозяйственные операции в течение года были верно отражены в учете, а обнаруженные ошибки оперативно исправить.

Дело № 2: сделать реформацию баланса

После того как все счета проверены и ошибки ликвидированы, можно приступить к реформации баланса. Она делается последними записями 31 декабря текущего года. Приведем действия, которые должен выполнить бухгалтер при реформации баланса.

Закрываем счета 90 и 91

В течение года бухгалтер по окончании каждого месяца определял финансовый результат от обычных видов деятельности. Для выявления прибыли или убытка ежемесячно сопоставляли дебетовый и кредитовый обороты по счету 90 «Продажи». Если дебетовый оборот превышал кредитовый, то получался убыток. В противном случае образовывалась прибыль. Финансовый результат приводили на счете 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». В аналогичном порядке в бухгалтерском учете отражались операции на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Таким образом, счета 90 и 91 на конец месяца сальдо не имеют. Однако на субсчетах к названным счетам остатки существуют. Их и нужно закрыть на конец года. Для этого сальдо на субсчетах списывается на счета 90-9 и 91-9. Дебетовые и кредитовые обороты по счету 90 (91) будут одинаковыми, и на начало следующего года данные счета и открытые к ним субсчета не будут иметь входящего сальдо. Вот какие проводки должен сделать бухгалтер 31 декабря:

Дебет 90-1 «Выручка» Кредит 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж»

— закрыт субсчет, на котором в течение года накапливалась выручка от реализации;

Дебет 90-9 «Прибыль (убыток) от продаж» Кредит 90-2 «Себестоимость продаж» (90-3 «НДС», 90-4 «Акцизы»)

— закрыты субсчета, на которых в течение года отражалась себестоимость продаж (НДС, акцизы);

Дебет 91-1 «Прочие доходы» Кредит 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов»

— закрыт субсчет по учету прочих доходов;

Дебет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов» Кредит 91-2 «Прочие расходы»

— закрыт субсчет по учету прочих расходов.

Закрываем счет 99

Для этого сальдо счета 99 «Прибыли и убытки» переносится на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)». Существует два варианта отражения в течение года операций на счете 99 — упрощенный и развернутый. Рассмотрим каждый из них.

Упрощенный вариант заключается в том, что бухгалтер не предусматривает в рабочем плане счетов ведения аналитического учета на этом счете. То есть все операции отражаются вместе без разбивки на отдельные субсчета. В этом случае для закрытия счета 99 бухгалтеру достаточно сделать одну проводку. Если по итогам года получена прибыль, то в бухгалтерском учете делается запись:

Дебет 99 Кредит 84

— отражена чистая прибыль отчетного года.

Если получен убыток, проводка выглядит так:

Дебет 84 Кредит 99

— отражен убыток отчетного года.

Но многие бухгалтеры предпочитают вести учет на счете 99 в развернутом виде с разбивкой на субсчета. Заметим, что в аналогичном порядке организован учет и во многих бухгалтерских программах. Это связано с тем, что на счете 99 учитываются не только прибыли (убытки) от обычных видов деятельности и прочие доходы (расходы), но и штрафные санкции, пени, суммы налога на прибыль. Более того, на основании аналитических данных такого счета бухгалтеру проще всего составить отчет о прибылях и убытках. Поэтому к счету 99 открываются следующие субсчета первого и второго уровней:

— 99-1 «Прибыль (убыток) до налого-обложения»;

— 99-1-1 «Прибыль (убыток) от продаж»;

— 99-1-2 «Сальдо прочих доходов (расходов)»;

— 99-2 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

— 99-2-1 «Условный доход (расход) по налогу на прибыль»;

— 99-2-2 «Постоянные налоговые активы (обязательства)»;

— 99-3 «Штрафы, пени»;

— 99-9 «Сальдо прибылей (убытков)».

В этом случае счет 99 будет обнуляться последовательно путем постепенного закрытия субсчетов второго уровня, затем первого уровня, а потом и всего счета в целом. Если по итогам года компания получила прибыль как от основной деятельности, так и от прочих операций, бухгалтер сделает проводки:

Дебет 99-1-1 Кредит 99-1

— закрыт субсчет второго уровня, на котором учитывалась прибыль (убыток) по основным видам деятельности;

Дебет 99-1-2 Кредит 99-1

— закрыт субсчет второго уровня, на котором отражалась прибыль (убыток) от прочей деятельности;

Дебет 99-1 Кредит 99-9

— закрыт субсчет первого уровня по учету прибыли (убытка) до налогообложения.

Важный момент: если по окончании года организация получила убыток, то проводки по закрытию субсчетов будут обратными.

Далее закрываем субсчет по учету расходов по налогу на прибыль. Если на конец года сумма условного расхода и постоянных налоговых обязательств превысила сумму условного дохода и постоянного налогового актива, проводки будут такие:

Дебет 99-2 Кредит 99-2-1

— закрыт субсчет второго уровня по учету условного расхода (дохода) по налогу на прибыль;

Дебет 99-2 Кредит 99-2-2

— закрыт субсчет второго уровня по учету постоянных налоговых обязательств (активов);

Дебет 99-9 Кредит 99-2

— закрыт субсчет первого уровня по учету расчетов по налогу на прибыль.

В случае когда сумма условного дохода и постоянных налоговых активов превысит сумму условного расхода и постоянных налоговых обязательств, проводки будут обратными.

И последний этап по закрытию аналитических счетов: надо обнулить счет по учету штрафных санкций, конечно, если они были в течение года:

Дебет 99-9 Кредит 99-3

— закрыт субсчет по учету штрафов, пеней.

После того как все субсчета первого и второго уровней закрыты, определяем финансовый результат. Если получена прибыль, делаем проводку:

Дебет 99-9 Кредит 84

— списана чистая прибыль текущего года.

В том случае, когда получен убыток, делаем запись:

Дебет 84 Кредит 99-9

— списан убыток текущего года.

Дело № 3: подождать с вводом ОС в эксплуатацию

Если ваша компания в конце года купила объекты основных средств стоимостью свыше 20 000 и до 40 000 руб., но не ввела их в эксплуатацию, советуем по возможности отложить это дело на начало следующего года. С 2011 г. для целей налогообложения прибыли имущество стоимостью более 40 000 руб. будет признаваться амортизируемым. Такие изменения в ст. 256 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ. Обратите внимание: повышенный лимит для признания объектов амортизируемым имуществом будет применяться только к основным средствам, введенным в эксплуатацию начиная с 2011 г. По объектам, принятым к налоговому учету до 2011 г., амортизация должна начисляться в прежнем порядке.

Как видим, из-за повышения стоимостного порога для амортизируемого имущества у компаний появляется возможность сэкономить на налоге на прибыль. Ведь имущество стоимостью до 40 000 руб. можно будет единовременно списывать на расходы. Сейчас при цене объекта от 20 000 руб. организация обязана погашать его стоимость через амортизационные отчисления.

пример

Организация в декабре 2010 г. приобрела ноутбук стоимостью 25 000 руб. (для упрощения примера НДС не рассматриваем).

Первый вариант: ноутбук введен в эксплуатацию в декабре 2010 г. В этом случае он попадет в состав амортизируемого имущества. Компьютеры относятся ко второй амортизационной группе со сроком службы свыше двух до трех лет включительно (постановление Правительства РФ от 01.01.2002 № 1). В организации принято решение для компьютеров установить срок полезного использования, равный 25 месяцам. Следовательно, амортизация по ноутбуку, введенному в эксплуатацию в декабре 2010 г., будет начисляться с января 2010 г. и составит 1000 руб. (25 000 руб. : 25 мес.).

Предположим, налогооблагаемый доход за январь 2010 г. — 100 000 руб. и больше никаких расходов за этот период у компании не было. Тогда налог на прибыль за этот период составит 19 800 руб. [(100 000 руб. – 1000 руб.) х 20%].

Второй вариант: ноутбук будет введен в эксплуатацию в январе 2011 г. Задержка связана, например, с необходимостью установить на компьютер программное обеспечение. В такой ситуации ноутбук уже не будет амортизируемым имуществом и его стоимость единовременно списывается на расходы на основании подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ. При той же сумме налогооблагаемого дохода, как и в первом варианте, сумма налога на прибыль составит 15 000 руб. [(100 000 руб. – 25 000 руб.) х 20%].

Аналогичную рекомендацию можно дать и тем компаниям, которые планируют закупать основные средства в конце декабря 2010 г.

Дело № 4: внести изменения в учетную политику

Все организации должны утвердить приказы об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета на 2011 г. В этих документах необходимо учесть все изменения, вступающие в силу со следующего года, а при необходимости изменить ранее прописанные в учетной политике методы учета. Поэтому до 31 декабря 2010 г. учетные политики уже должны быть готовы. Ведь по общему правилу выбранные способы учета компания обязана применять с начала года (п. 12 ПБУ 1/2008, п. 12 ст. 167 и ст. 313 НК РФ).

Заметим, что в 2010 г. законодатели внесли многочисленные поправки как в нормы, касающиеся ведения бухгалтерского учета, так и в Налоговый кодекс. (Подробнее о составлении учетной политики на 2011 г. можно будет прочитать в «БП», 2010, № 49. А в «БП», 2010, № 50 мы опубликуем таблицу со всеми изменениями налогового законодательства, которые вступят в силу с 2011 г.)

Отметим наиболее важные новшества, которые следует учесть при составлении учетной политики на 2011 г.

1. Закрепить, какие нормы бухгалтерской отчетности будут использоваться при составлении промежуточной отчетности в 2011 г. Дело в том, что с годовой отчетности за 2011 г. должны применяться новые формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н. Что касается промежуточной отчетности в 2011 г., то бухгалтер при ее составлении может использовать как ныне действующие формы, утвержденные приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, так и новые. Главное — выбранный вариант закрепить в учетной политике.

2. Разработать и утвердить правила определения существенности ошибок и порядок их исправления в бухгалтерском учете. Это связано с тем, что с 1 января 2011 г. вступит в силу приказ Минфина России от 28.06.2010 № 63н, которым утверждено ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности». Этим документом введено такое понятие, как существенная ошибка. Однако четких критериев ее определения в ПБУ 22/2010 нет. Поэтому рекомендуем установить их в учетной политике.

3. Зафиксировать в учетной политике для целей налогообложения прибыли новый стоимостный лимит для признания объектов амортизируемым имуществом. Напомним, что с 2011 г. амортизируемым признается имущество стоимостью свыше 40 000 руб.

Дело № 5: утвердить лимит кассы на 2011 г.

На начало нового года организация должна утвердить лимит остатка кассы. Такое требование содержится в п. 2.5 Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденного ЦБ РФ от 05.01.98 № 14-П (далее — Положение № 14-П). Если этого не сделать, то с 1 января 2011 г. лимит остатка денежных средств в кассе будет считаться равным нулю. Следовательно, все наличные денежные средства, хранящиеся в кассе, будут признаны сверхлимитными. А за это предусмотрена административная ответственность по ст. 15.1 КоАП РФ. Причем даже за один лишний рубль в кассе наказание будет достаточно суровым. Для организаций — штраф от 40 000 до 50 000 руб., а для должностных лиц компании — от 4000 до 5000 руб.

Для утверждения нового лимита необходимо обратиться в банк, в котором у организации открыт расчетный счет, и заполнить два экземпляра формы № 0408020, утвержденной Положением № 14-П. Возникает вопрос: как быть, если у компании открыто несколько счетов в разных банках? Нужно выбрать любой обслуживающий организацию банк и установить в нем лимит. После утверждения лимита об этом следует известить другие банки, в которых у организации открыты счета. К уведомлению надо приложить копию утвержденного лимита по форме № 0408020.

И еще один нюанс. Если в компании есть обособленные подразделения без отдельного расчетного счета, то общую сумму лимита необходимо распределить между подразделениями (п. 2.5 Положения № 14-П). Для филиалов, у которых открыты свои расчетные счета, лимит кассы устанавливается в банках, где у них открыты соответствующие счета.

Дело № 6: создать форму карточки по учету НДФЛ

Сейчас согласно п. 1 ст. 230 НК РФ организации — налоговые агенты должны вести учет доходов, полученных от них физическими лицами, по форме, установленной Минфином России. Однако с момента появления в Налоговом кодексе данного требования финансовое ведомство так и не утвердило эту форму.

Налоговые органы рекомендуют использовать форму № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2003 год», утвержденную приказом МНС России от 31.10.2003 № БГ-3-04/583. Об этом налоговики сообщили в письме от 01.06.2009 № 3-5-04/709@.

Минфин России разделяет точку зрения коллег из ФНС России и добавляет, что организации могут вести учет выплаченных физическим лицам доходов и удержанного НДФЛ по самостоятельно разработанной форме (письмо от 21.01.2010 № 03-04-08/4-6).

Со следующего года положения п. 1 ст. 230 НК РФ изменяются. Федеральный закон от 27.07.2010 № 229-ФЗ изложил эту норму Кодекса в новой редакции, которая будет действовать с 2011 г. Как и прежде, налоговые агенты должны вести учет выплаченных доходов и сумм НДФЛ. Но со следующего года Налоговый кодекс не будет требовать вести такой учет по установленным Минфином России формам. Компании должны будут самостоятельно разработать форму.

При этом в новой редакции п. 1 ст. 230 НК РФ перечислены сведения, которые должны содержаться в такой форме:

  • информация, позволяющая идентифицировать налогоплательщика (речь идет о данных физического лица, которому выплачивался доход). На наш взгляд, в этом разделе следует указать ФИО работника, год его рождения, паспортные данные, ИНН (если он есть);
  • вид выплаченных доходов;
  • вид предоставленных вычетов;
  • суммы дохода и даты их выплаты;
  • статус налогоплательщика;
  • даты удержания и перечисления НДФЛ;
  • реквизиты платежных документов, на основании которых налог был перечислен в бюджет.


Обратите внимание: среди обязательных реквизитов не указана сумма налога, исчисленная с выплаченного физическому лицу дохода, удержанная и перечисленная в бюджет. На наш взгляд, такая информация обязательно должна содержаться в самостоятельно разработанной форме карточки. Ведь в п. 1 ст. 230 НК РФ говорится, что налоговые агенты обязаны вести не только учет выплаченных доходов, предоставленных вычетов, но и исчисленных и удержанных налогов.

Дело № 7: проверить налоговый статус иностранных работников

Если в компании трудятся иностранные работники, то по окончании налогового периода нужно проверить, не изменился ли их налоговый статус. Ведь от этого будет зависеть налоговая ставка НДФЛ, а соответственно и сумма удержанного налога.

По общему правилу налоговая ставка 13% применяется к доходам физических лиц — резидентов РФ (п. 1 ст. 224 НК РФ). Таковыми признаются граждане, которые в течение 12 следующих подряд месяцев фактически находились на территории России не менее 183 календарных дней (п. 2 ст. 207 НК РФ). Для доходов, полученных нерезидентами РФ, налоговая ставка равна 30%.

Если статус работника изменился в течение налогового периода, бухгалтер должен сделать перерасчет удержанной суммы НДФЛ, причем за весь период. Минфин России считает, что окончательный налоговый статус определяется по итогам налогового периода, то есть календарного года (письма от 26.03.2010 № 03-04-06/51 и от 16.04.2010 № 03-08-05). Поэтому в конце декабря 2010 г. бухгалтер должен проверить налоговый статус иностранных работников и при необходимости сделать перерасчет.

Со следующего года меняется порядок возврата иностранному работнику излишне удержанного налога. С 2011 г. возврат НДФЛ будет производить налоговая инспекция по месту жительства или пребывания работника. Для этого он должен по окончании налогового периода подать в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие статус налогового резидента. Такие изменения в ст. 231 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2010 № 229-ФЗ.

Как видим, для иностранных работников процедура возврата излишне удержанного налога усложняется. Чтобы не доставлять им проблем, бухгалтер может в последних числах декабря пересчитать суммы налога и 31 декабря выдать излишек на руки работникам. Ведь до 1 января 2011 г. действует прежний порядок возврата НДФЛ, которым предусмотрено, что излишне удержанные суммы НДФЛ возвращаются налоговыми агентами по заявлениям налогоплательщиков.

Правда, по итогам 2011 г. работники будут уже получать переплату по НДФЛ только в налоговой инспекции.

Дело № 8: для тех, кто на «упрощенке»

Отдельно остановимся на компаниях, которые применяют или только собираются с 2011 г. применять упрощенную систему налогообложения.

Начнем с тех, кто уже работает на «упрощенке». Организация, которая ведет книгу учета доходов и расходов в бумажном виде, до начала года должна заверить ее в инспекции. Такое требование содержится в п. 1.5 приказа Минфина России от 31.12.2008 № 154н.

Кроме того, надо проверить, не нарушены ли критерии, установленные НК РФ для применения этого спецрежима:

  • средняя численность работников за налоговый период не превысила 100 человек (подп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • остаточная стоимость ОС и нематериальных активов не больше 100 млн руб. (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ);
  • соблюден предельный размер доходов в 60 млн руб. за налоговый период (п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ);
  • выполнены другие условия п. 3 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ.


Организация, которая с начала следующего года собирается поменять объект налогообложения, о своем решении обязана до 20 декабря 2010 г. сообщить в налоговую инспекции (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).

Теперь о тех, кто с 2011 г. только начнет применять «упрощенку». На конец года такие организации должны восстановить суммы НДС, ранее принятые к вычету. Это необходимо сделать по товарам (работам, услугам, имущественным правам), а также по основным средствам и нематериальным активам, которые будут использоваться в 2011 г. и позже (п. 3 ст. 170 НК РФ).

Компании, которые решили со следующего года отказаться от упрощенной системы, в срок до 15 января 2011 г. должны уведомить об этом налоговую инспекцию (п. 6 ст. 346.13 НК РФ). Так как на первую декаду января приходятся новогодние праздники, лучше о своем решении известить налоговую инспекцию в этом году.

Топ-10 важных дел декабря


п/п

Суть дела

Кто должен сделать

1

Проверить, не истек ли срок действия договоров. При необходимости пролонгировать договор на следующий год

Юридический отдел, бухгалтерия

2

Проверить, не подходит ли к концу срок, на который выдана лицензия. Конечно, при условии, что деятельность организации лицензируется

Юридический отдел, бухгалтерия

3

Если у компании на балансе числятся автотранспортные средства, проверить, не заканчивается ли срок действия ОСАГО

Юридический отдел, бухгалтерия

4

Проверить, утвержден ли график отпусков на следующий год. Согласно ст. 123 ГК РФ такой документ должен быть готов к середине декабря

Отдел кадров

5

Продлить действие срочных трудовых договоров, если таковые были заключены и необходимость в работниках сохранилась

Отдел кадров

6

Подготовиться к переходу на сдачу отчетности по страховым взносам в электронном виде, если численность работников превышает 50 человек

Бухгалтерия

7

Уведомить до 31 декабря 2010 г. налоговые органы о переходе на централизованный порядок уплаты налога на прибыль через ответственное обособленное подразделение при условии, что у компании есть несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ и руководство компании приняло такое решение

Бухгалтерия

8

Уведомить не позднее 31 декабря 2010 г. налоговую инспекцию о переходе на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли при условии, что руководство компании приняло такое решение

Бухгалтерия

9

Сообщить в налоговые органы о переходе на уплату авансовых платежей по налогу на прибыль по итогам квартала (со следующего года применять такой порядок расчетов по налогу на прибыль могут компании, у которых за предыдущие четыре квартала доход от реализации не превысил в среднем 10 млн руб.). Обратите внимание: Налоговый кодекс не требует о таком переходе уведомлять налоговые органы. Однако, на наш взгляд, лучше поставить инспекцию в известность, чтобы в будущем избежать недоразумений

Бухгалтерия

10

Весело встретить Новый год!

Все работники компании