Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г. предусматривает среднегодовые темпы прироста ВВП 6,3—6,4%. По мнению представителей бизнеса, сегодня придерживаться этих показателей российской экономике мешают два фактора. Во-первых, трудовое законодательство, препятствующее повышению производительности труда, которая сегодня в России в четыре — шесть раз ниже, чем в развитых странах, и, во-вторых, миграционная политика государства, не обеспечивающая необходимый приток квалифицированной рабочей силы из-за границы.
Президент группы «ОНЭКСИМ» Михаил Прохоров, возглавляющий комитет по рынку труда Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), считает, что рост российской экономики сдерживают положения действующего Трудового кодекса. «Кризис создает возможности для реструктуризации экономики и рынка труда. Пока Россия не воспользовалась этим шансом. Существующее трудовое законодательство сдерживает инновационное развитие», — заявил М. Прохоров на конференции «Человеческий капитал как средство модернизации экономики».
Сегодня эксперты активно обсуждают вопрос повышения пенсионного возраста в России до 65 лет. По мнению бизнесмена, это не единственная мера, позволяющая увеличить отдачу от граждан. Инновациям препятствует длительная и дорогая процедура увольнения, установленная для работодателей, а производительность труда снижают существенно завышенные нормы, регулирующие рабочее время и время отдыха работника. В качестве примера он привел фонд рабочего времени канадского шахтера, который на 40% превышает годовой фонд рабочего времени россиянина, занятого на шахтах в тех же северных широтах.
Чтобы Трудовой кодекс начал работать на экономику, РСПП подготовил проект поправок в законодательство, предусматривающий, в частности, возможность введения 60-часовой рабочей недели. «Мы предлагаем элементарную техническую поправку — по желанию работника и без оформления никому не нужных бумаг работать на полторы ставки на своем основном рабочем месте. И нацелено наше предложение прежде всего на аудиторию совместителей», — пояснил предприниматель в своем интернет-дневнике 15 ноября. По его словам, в дополнение к предусмотренным ТК РФ сверхурочной работе (по требованию работодателя и в строго определенных случаях) и ненормированному рабочему дню (когда работа компенсируется только отпуском) РСПП хочет дать сотруднику еще одну возможность больше зарабатывать.
Внести данные поправки в законодательство союз просили работники-совместители, которых в России сейчас насчитывается около 8 млн человек. Представители бизнеса полагают, что злоупотреблять этой нормой работодатели не смогут, поскольку для увеличения рабочей недели понадобится письменное согласие сотрудников. Их оппоненты утверждают, что персонал подпишет любые документы под давлением руководства компании из-за опасения потерять работу.
Большинство поправок, предлагаемых РСПП, посвящено дополнительным основаниям для заключения с работниками срочного трудового договора.
В частности, представители бизнеса предлагают заключать срочный договор с лицами, поступающими на работу впервые, в том числе с выпускниками высших и средних учебных заведений. По замыслу авторов, нововведение должно решить проблему молодежной безработицы.
Также работодатели предлагают по аналогии с государственной службой заключать срочный трудовой договор с сотрудниками, достигшими 60 лет и имеющими право на полную трудовую пенсию. Договор, ограниченный сроком от одного года до пяти лет, будет продлеваться только с согласия работника и работодателя. «В Трудовом кодексе должен быть определен механизм продления срочного договора в том случае, когда это необходимо. Прежде всего, если прежний срочный договор работника был заключен на один год, ничто не должно ограничивать работника и работодателя от заключения аналогичного соглашения или соглашения, соответствующего ожиданиям работника и работодателя», — подчеркивает М. Прохоров.
Руководствуясь опытом, полученным во время экономического кризиса 2008—2010 гг., бизнесмен считает необходимым дать возможность работодателю менять трудовой договор в одностороннем порядке не только из-за изменений организационных или технологических условий труда, но и по причинам экономического характера. «Если в тексте Трудового кодекса мы признаем существенное влияние экономики на условия, в которых работают сотрудники предприятий, это лишь станет отражением реальной ситуации на рынке труда», — считают эксперты РСПП. Вместе с введением новых условий для увольнения работников они предлагают сократить с двух до одного месяца срок, за который работодатель обязан уведомить о предстоящих изменениях, в том числе о расторжении трудового договора.
Чтобы повысить производительность труда, работодатели предлагают предоставлять оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов только тем работникам, которых они сами направили на обучение. «У нас в Кольской горно-металлургической компании работал очень способный инженер, но у него была детская мечта стать артистом и режиссером. И он поступил в театральный институт. Я точно за профильное высшее, но если сотрудник хочет свободного творчества — ради Бога, но за собственный счет», — пояснил М. Прохоров свое желание избавиться от социальных гарантий для тех, кто поступил в учебное заведение самостоятельно. По его мнению, во время экзаменов такие работники занимают чужое место и забирают заработок у своих коллег.
По мнению объединения предпринимателей «ОПОРЫ России», комплекс мер, предлагаемый РСПП, наряду с такими мерами, как совершенствование технологий, укрепление здоровья, снижение смертности населения, увеличение отдачи от системы высшего образования и создание эффективной системы повышения квалификации и переквалификации работников, может лишь смягчить негативные тенденции в развитии экономики. Радикальный поворот можно совершить, если привлечь значительное количество работников из других стран.
По подсчетам объединения, среднегодовая потребность Российской Федерации во временных трудовых мигрантах к 2020 г. может составить от 10 до 20 млн человек. Сегодня общий объем трудовой миграции в нашей стране составляет 5—6 млн человек, из которых лишь четверть работает легально. При этом иностранную рабочую силу используют около 14% российских фирм.
Несмотря на то что большинство компаний среднего бизнеса пока обходится без иностранной рабочей силы, аналитики уверены: скоро это станет невозможным из-за усиления процессов депопуляции и старения населения.
Согласно среднему варианту прогноза Росстата, естественная убыль населения за 2011—2025 гг. составит 6,4 млн человек. Уменьшение численности населения трудоспособного возраста — 10,4 млн человек. По мнению представителей «ОПОРЫ России», эти изменения приведут к развитию хронического дефицита рабочей силы, а также увеличат структурные диспропорции на национальном и региональных рынках труда, что отрицательно скажется на темпах роста экономики и благосостоянии россиян.
Как говорится в проекте Концепции государственной миграционной политики РФ до 2025 г., подготовленном объединением предпринимателей, чтобы полностью компенсировать естественные потери, масштабы приема постоянных мигрантов должны достигать в среднем 425 000 человек в год. При этом нужно менять миграционную политику. Выступая на заседании «Меркурий-клуба» 3 декабря, президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков отметил, что действующие законы приводят к ряду негативных моментов, например к мизерному проценту ассимилирующихся трудовых мигрантов, значительному числу нелегалов, а также захвату приезжими из других стран целых сфер хозяйственной деятельности.
Ликвидировать отрицательные тенденции позволит дифференцированный подход к трудовым мигрантам. Например, в США трудовые мигранты четко разграничены по уровню: специалисты получают право на жительство с перспективой гражданства, сельхозрабочие — право на работу на один год с возможностью продления при наличии безупречной характеристики от работодателя и правоохранительных служб.
Прогноз демографической ситуации в РФ, тыс. чел.
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Численность населения на 1 января |
141 939 |
142 034 |
142 151 |
142 336 |
142 589 |
Численность лиц трудоспособного возраста |
86 564 |
85 554 |
84 568 |
83 560 |
82 473 |
Источник: Минздравсоцразвития России