Россия занимает 11-е место в мире по объему привлечения прямых иностранных инвестиций. И показатель расти не будет, поскольку провинция не спешит вставать в очередь за капиталом извне. Нет стимулов.
Дифференциация российских регионов в экономическом развитии отчетливо прослеживается по уровню привлечения субъектами Федерации инвестиций из-за рубежа. Согласно исследованию компании KPMG International (КПМГ), более 70% всего объема прямых иностранных инвестиций в российскую экономику поступает в пять субъектов РФ (Москву, Санкт-Петербург и на территории с крупными месторождениями полезных ископаемых). 40% привлеченных средств приходится на добывающий сектор экономики. В результате за последние четыре года 37 российских регионов из 83 привлекли менее 100 млн долл. каждый.
Всего в прошлом (кризисном) году, по данным Федеральной службы государственной статистики, поступило из-за рубежа 15,9 млрд долл. прямых инвестиций. Росстат не ведет структурный учет прямых иностранных инвестиций, поступающих в реальный сектор экономики, в том числе по типам экономической деятельности. Статистическое наблюдение осуществляется в общем объеме по всем видам инвестиций извне, поэтому в таблице приведена динамика общей суммы поступлений средств в Россию.
Такая статистика побудила исследователей исключить из ареала изучения пять наиболее продвинутых регионов, чтобы получить объективную картину об инвестиционном климате России. Обследование проводилось в апреле — сентябре в Республике Татарстан, Краснодарском и Пермском краях, Архангельской, Воронежской, Иркутской, Калужской, Нижегородской, Новосибирской, Ростовской, Саратовской и Свердловской областях. Здесь достаточно высокий уровень привлечения прямых иностранных инвестиций. В Калужскую область, например, в 2006—2009 гг. поступило 1,3 млрд долл., Иркутскую — немногим менее 1 млрд долл. Помимо российских респондентов было опрошено около 70 топ-менеджеров зарубежных компаний.
Ожидания инвесторов и скромность регионов
Выяснилось, что даже в относительно благополучных с точки зрения привлечения иностранного капитала в реальную экономику субъектах РФ ожидания инвесторов не совпадают с планами региональных властей. Хотя, казалось бы, цели у потенциальных партнеров во многом схожи. Инвестор желает развивать бизнес, и регион хочет иметь рабочие места, стабильные заработки и в конечном итоге достойное качество жизни. Но водораздел между ними — долгосрочные ожидания инвестора и преследование местной властью краткосрочных целей. Как заметила министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина на Всероссийской конференции «Инвестиционный климат в российских регионах», губернаторам проще выбивать деньги из федерального бюджета и работать затем по тарифам.
Еще один разрыв во взаимоотношениях с потенциальными инвесторами полностью на совести региональных властей. Они вправе устанавливать для инвесторов финансовые и налоговые преференции, но на практике демонстрируют бюрократические подходы к решению текущих вопросов. Например, на переговорах губернатор обещает личную поддержку, а впоследствии становится недосягаемым. В результате чиновничий аппарат постоянно «радует» иностранцев самыми неприятными сюрпризами. Проволочки с рассмотрением и выдачей документов самые безобидные из них.
А ведь вместе с иностранным капиталом в Россию приходят новые технологии и передовая практика, считает управляющий партнер КПМГ Эндрю Крэнстон. Значит, надо «наводить мосты над разрывами», говорит он и ссылается на практику отдельных российских регионов.
В Калужской области, в частности, по словам губернатора Анатолия Артамонова, к иностранным инвесторам относятся как к своим детям. Их чуть ли не за руку водят из кабинета в кабинет, лишь бы они не тратили время. Область на собственные средства подводит к каждой инвестиционной площадке необходимые коммуникации — дороги, газ, электричество, связь, коммунальные сети. В итоге регион занимает первое место в стране по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций на душу населения.
Москва не раздает пряников
За последние три года Калужская область в два раза увеличила налогооблагаемую базу. Теперь в регионе не только собирают иномарки, но и производят большинство комплектующих деталей. На очереди фармацевтический кластер. Но губернатор не излучает счастья. И есть от чего.
Минфин по-прежнему не считает бюджетными расходами затраты на подготовку инфраструктуры для новых производственных площадей. А с ростом поступлений налогов министерство уменьшает финансовую подпитку регионального бюджета из средств федерального бюджета, которая предусмотрена нормами Бюджетного кодекса РФ. В результате растет социальная нагрузка на региональный бюджет, в том числе увеличиваются расходы на образование и медицину. И поток иностранного капитала мало влияет на повышение уровня и качества жизни калужан.
У регионов нет стимулов для привлечения средств из-за рубежа. Так, из прибавки в этом году 30 млрд руб. только таможенных поступлений с территории Калужской области региону не остается ни рубля.
Губернатор А. Артамонов готов выступить в роли подопытного кролика для эксперимента по наработке современной практики привлечения прямых инвестиций, учитывающей консенсус интересов федеральных и региональных властей.
Других добровольцев нет. Видимо, долго еще не видеть нам очереди губернаторов за средствами потенциальных партнеров, желающих работать в России, но не имеющих возможности делать бизнес на пространстве от Балтики до Тихого океана.
Динамика поступлений иностранных инвестиций, млрд долл.
2003 г. |
2005 г. |
2008 г. |
2009 г. | |
Всего |
10,9 |
53,6 |
103,7 |
81,9 |
в том числе прямые инвестиции |
4,4 |
13,1 |
27,0 |
15,9 |
Источник: Росстат
Разрывы в ожиданиях инвесторов и российских регионов
Разрывы |
Инвесторы |
Регионы |
Единые цели |
Долгосрочная перспектива |
Краткосрочные цели |
Четкость и последовательность |
Четкие правила игры |
Постоянные сюрпризы |
Вовлеченность |
Высшее руководство – от начала и до конца |
Бюрократический подход |
Финансовые и налоговые льготы |
Существенные и применимые |
Сложные в получении и администрировании |
Источник: КПМГ
Примечание. KPMG International (в России — КПМГ) — международная аудиторская компания со штаб-квартирой в голландском городе Амстелвене. Она оказывает услуги в сфере аудита, налогов и консультирования. Деятельность осуществляется в 145 странах мира.
Комментарии
Александр Шохин,
президент РСПП
И статистика, и оценки компаний подтверждают, что многие регионы не в полной мере реализовали инвестиционный потенциал. Анализ инвестиционного климата, проведенный РСПП и КПМГ, позволяет выработать конкретные меры по повышению привлекательности регионов для потенциальных инвесторов. Мы не просто представили, так сказать, срез инвестиционного климата, а оценили эффективность мер, применяемых на региональном уровне для стимулирования инвестиций и создания комфортной среды для инвесторов. По результатам этой работы сформулированы точечные рекомендации и предложения, направленные на улучшение региональной инвестиционной политики.
Роберт Сассон,
старший управляющий
партнер UFG Private Equity
Привлечение новых инвесторов для развития бизнеса — серьезное решение для компании и ее акционеров, особенно когда речь идет об активном инвесторе, таком как фонд прямых инвестиций. Качественный вклад этого инвестора позволяет компании выйти на принципиально новый этап развития и значительно увеличить акционерную стоимость (equity) компании.
Как показывает наш опыт, период инвестирования в среднем от трех до пяти лет сопровождается увеличением equity компании в три и более раза.
Алексей Голубович,
председатель совета
директоров «Арбат Капитала»
В странах, где прямые инвестиции сопоставимы с портфельными или даже превышают их, иностранным инвесторам предоставляют налоговые каникулы на три — пять лет и содействуют в реализации проектов путем госинвестиций в инфраструктуру и подготовку кадров.
В странах, где возникали крупные пузыри на финансовых рынках (например, в России в 1998 и 2008 гг.), государство ограничивало помощь инвесторам либерализацией движения капитала и поощрением крупных компаний к размещению акций и облигаций за границей. Чиновники, борясь со «спекулятивным» капиталом, фокусируются на следствиях, а не на причинах образования пузырей. Условия и правила ведения бизнеса внутри страны определяют приток и отток капитала в большей степени, чем регулирование самих операций по международному движению денег.