Эксперты говорят о возможности развала зоны евро. Вряд ли. Тем не менее инвесторы сегодня предпочитают европейской валюте американский доллар или «бегство в золото».
Одна из задуманных глобальных мер, призванных успокоить инвесторов, — стресс-тесты европейских банков — оказалась не такой эффективной, как, например, в США. После обнародования результатов стресс-тестов американских банков в 2009 г. индекс американских финансовых организаций Standard & Poor's 500 и Financials Index вырос на 25%. В Европе спустя пять месяцев после того, как Евросоюз обнародовал результаты тестов, индекс европейских банков и финансовых компаний Bloomberg Europe Banks и Financial Services Index снизился на 4%.
Одним из ярких свидетельств неэффективности стресс-тестов в Европе стали недавние события в Ирландии. В частности, Allied Irish Bank и Bank of Ireland прошли стресс-тесты, но в ноябре правительство страны потребовало снова привлечь капитал. В Anglo Irish Bank тест не проводился, хотя он оказался одним из самых проблемных. В декабре 2008 г. правительство Ирландии выделило на поддержку Anglo Irish 1,5 млрд евро, затем банк получил еще 22,9 млрд евро. В сентябре 2010 г. Центробанк Ирландии сообщил, что Anglo Irish понадобится еще 11,4 млрд евро.
В рамках помощи на 85 млрд евро, которую предоставит Ирландии Евросоюз, 10 млрд евро будут направлены непосредственно на помощь банкам, еще 25 млрд станут своеобразным фондом поддержки финансовой системы страны.
Но концепция стресс-тестов по-прежнему актуальна. Регуляторы 27 стран ЕС намереваются в 2011 г. повторить тесты, улучшив их качество. Европейские страны оказались в странной ситуации: с одной стороны, они объединены общей валютой и должны учитывать взаимные интересы, с другой — национальные регуляторы просто не хотят отдавать контроль над своими банками центральным органам союза. Поэтому эффективность подобного мероприятия остается под вопросом.
«Тесты не породили доверия к банкам, да и в целом не принесли особой пользы из-за финансового национализма, — цитирует Bloomberg сотрудника вашингтонского Института международной экономики Питерсона Николя Верона. — Правительства рассматривают стресс-тесты банков как конкуренцию между странами, а не как способ обеспечить общеевропейскую финансовую стабильность».
Европейским правительствам придется договариваться. По подсчетам Financial Times, европейским банкам принадлежат суверенные долги Ирландии на общую сумму 29 млрд евро (в том числе немецким банкам на 12,3 млрд евро, британским — на 5,4 млрд). На балансах неитальянских банков находятся итальянские гособлигации на 182,4 млрд евро (у итальянских — 144,7млрд). Испанские государственные облигации на 55,3 млрд находятся у зарубежных европейских банков, а у испанских — гособлигации других стран Европы на 29,8 млрд евро. Выходит, что любая реструктуризация национальных долгов может вынудить банки искать новый капитал.
Сегодня доверие инвесторов к европейским банкам снижается, а к американским — растет. Отношение рыночной капитализации к капиталу у 50 крупнейших банков Европы составляет 0,76, в то время как у банков США — 0,97. Инвесторы не верят, что ключевые активы банков действительно стоящие и ликвидные. Для сравнения: до кризиса в 2007 г. этот показатель для банков Европы и США составлял 2,15 и 2,14 соответственно.