Сегодня говорить о развитии экономики страны без развития логистики не имеет смысла. Развитие логистических систем — следствие ряда глобальных тенденций мирового развития. Важнейшие из них: демографический взрыв, удвоивший население планеты за последние 40 лет; бурный рост промышленного производства, несмотря на мировой финансовый кризис, из которого большинство стран уже вышло или выходит; ускорение технического прогресса и распространение новых наукоемких технологий; выравнивание уровня жизни в пользу новых субъектов экономического развития, до недавнего времени числившихся в ряду развивающихся стран; интеллектуализация производства и управления производственными процессами и обеспечивающими системами.
Современная логистика базируется на интеллектуальных технологиях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют обмениваться информацией в режиме реального времени со всем миром и отслеживать спрос и предложения на глобальных рынках, производственные процессы и циклы, инфраструктурные издержки, изменения во внутреннем потреблении и ожиданиях потребителей. Данные надо собрать и систематизировать, чтобы на их основе разработать имитационные модели настоящих и будущих сценариев. Это основа современной интеллектуальной логистики.
Сейчас 50% мирового населения проживает в больших городах, в 2050 г. эта цифра достигнет 70%. Во всем мире города сталкиваются с проблемой: спрос на услуги и потребление растет, инфраструктура отстает в развитии. В США с 1982 по 2001 г. население увеличилось примерно на 20%, в то время как загруженность дорог возросла на 240%. В Москве отставание в развитии дорожной сети от количества автомобилей составило около 30 лет. Вопрос решаем с помощью системы умных дорог и умных автомобилей, датчиков вдоль дорог, а также систем глобального позиционирования.
Интеллектуальная логистика позволяет минимизировать эксплуатационные расходы на товары и сокращать сроки обслуживания клиентов. Сегодня умная дистрибьюторская сеть состоит из нескольких логистических платформ, складов и централизованных услуг, которые благодаря современным транспортным системам позволяют доставлять товар до конечного потребителя в кратчайшие сроки.
В чем специфика ситуации в развитии логистики в России?
Италия, Франция, Германия, Великобритания, Канада, Япония и США на протяжении многих лет были главными действующими лицами мирового производства и международной торговли, но с 1990-х гг. около 3 млрд новых потенциальных потребителей стали частью мировой экономики. Между тем многие страны, до сих пор именуемые развивающимися, в частности Бразилия, Индия и Китай, активно запустили процесс индустриализации с использованием передовых технологий и ввели новые условия конкуренции, которые были недооценены.
У России, как и у других европейских государств, незначительный внутренний рынок по сравнению со странами-гигантами Индией, Китаем и Бразилией. Даже если каждый россиянин (включая младенцев и стариков) будет покупать новый сотовый телефон раз в год, рынок мобильников увеличится на 145 млн штук. Это немногим более 5% по сравнению с 2,7 млрд потребителей — жителей названных стран. Когда новые конкуренты начали угрожать нашей конкурентоспособности, кто-то предложил создать барьеры в виде таможенных пошлин. Но здравый смысл восторжествовал, ведь подобная политика могла навредить экспорту. Впоследствии это привело бы к высокому уровню безработицы.
Россия (это касается и стран ЕС) должна иметь в виду три возможных сценария:
1) производить товары и оказывать услуги, которые другие страны пока не в состоянии производить и оказывать;
2) принять перемещение производства и потерю рабочих мест в ущерб уровню жизни своего населения;
3) ускорить модернизацию производства и логистики, чтобы конкурировать на мировом рынке.
Первый сценарий — несбыточная мечта для тех, кто продолжает надеяться на изменения и собирается вернуться к привилегии исторического превосходства. Второй — катастрофичен и должен быть предотвращен, чтобы избежать роста безработицы и увеличения бедности. Третий — единственно приемлемый для того, чтобы впредь оказываться на ведущих ролях в процессе развития мировой экономики.