Русский менеджмент во время кризиса

| статьи | печать

Мировой экономический катаклизм был воспринят российскими управленцами как сигнал: пора повышать эффективность бизнес-процессов. Получается, что рост отечественной экономики начнется тогда, когда станут делать хорошо то, что раньше делали плохо.

Из-за мирового финансового кризиса последние годы российские предприятия функционировали на фоне негативных факторов. Особенно непростым для экономики стало 1-е полугодие 2009 г., когда снижение ВВП к соответствующему периоду 2008 г. составило 10,4%, резко ухудшилась внешнеэкономическая конъюнктура, резко уменьшилось кредитование.

Значимость антикризисного менеджмента, ориентированного на прогнозирование экономических угроз, постановку и реализацию задач их нейтрализации, существенно возрастает. Для всех отечественных предприятий финансово-экономическая турбулентность мега- (международного) и макро- (национального) уровней — объективная реальность, то есть неизбежность, с которой надо считаться и адекватно на нее реагировать независимо от наличия государственной антикризисной политики.

Характер проводимых акций, их адекватность мировой практике менеджмента и отечественным экономическим и социально-политическим реалиям представляют интерес как для исследователей, так и для практиков менеджмента, заинтересованных в оптимизации управленческих систем.

В связи с этим Издательский дом «Экономическая газета» совместно с Университетом менеджмента и бизнес-администрирования реализовал специальный исследовательский проект, направленный на углубленный микроуровневый анализ поведения отечественных предприятий и менеджмента в условиях кризиса 2009 г.

При этом нас особенно интересовали оценки менеджментом наиболее важных аспектов бизнеса, на которые повлиял кризис, в том числе:

  • На каких конкретно сторонах производственной деятельности кризис сказался наиболее заметно?
  • Насколько используемые технологии менеджмента были способны противодействовать кризису, смягчить его негативные последствия для предприятий?
  • Насколько меры антикризисной ресурсной поддержки государства оказались действенными для предприятий?
  • На каких направлениях важно сконцентрировать усилия для обеспечения устойчивого и высококачественного развития в посткризисной перспективе?


Опрос высшего менеджмента (руководители предприятий, их замы) был проведен силами инициаторов исследования в 1-м полугодии 2010 г. на более чем 90 предприятиях, представляющих такие разнообразные отрасли, как топливно-энергетический комплекс, машиностроение, агропром, радиоэлектроника, металлургия, нефтехимия.

В опросе участвовали в основном (более 60%) руководители средних по величине предприятий с численностью до 3000 человек. После проведенной экспертизы на предмет полноты и качества заполнения для окончательной обработки было оставлено 68 анкет. Наиболее значимые, на наш взгляд, обобщения итогов опроса представлены ниже.

Кризис не затронул, но реструктуризацию начали

Значительная часть опрошенных предприятий практически не почувствовала негативного влияния кризиса. В ряде случаев (16% предприятий) менеджменту удалось даже улучшить результаты производственно-финансовой деятельности в 2009 г. по сравнению с 2008 г. Например, у 23% обследованных предприятий финансовые результаты 2009 г. были выше, чем в 2008 г. Однако у существенной доли предприятий (46%), по оценке их руководителей, результаты были заметно хуже, чем в предшествующем году.

Избежать катастрофических последствий экономического кризиса более чем половине предприятий удалось благодаря отраслевой принадлежности бизнеса к сегментам внутреннего рынка с устойчивым платежеспособным спросом (машиностроение для оборонного комплекса, агропромышленный комплекс и т.п.) и ресурсной поддержке антикризисных действий менеджмента со стороны государства.

Большинство (72%) респондентов полагают, что их бизнес все-таки ощутил на себе влияние мирового финансового кризиса (хотя и без критических последствий для основных результатов деятельности). Это влияние проявилось в том, что 35% предприятий реально сократили производственный персонал. Около трети потеряли часть поставщиков или покупателей комплектующих, а 20% сократили объемы поставок на внутренний рынок товаров производственного и потребительского назначения.

В то же время есть основания полагать, что нередко менеджмент вполне осознанно предпринимал действия в области реструктуризации исходя из их пользы для бизнеса, но не под давлением жестких реалий кризиса. Подтверждением сказанному служит тот факт, что около трети опрошенных предприятий в период кризиса смогли принять в штат квалифицированных специалистов и рабочих, а также приобрести дополнительные активы.

Антикризисные планы стали популярнее после кризиса

Смягчению негативных последствий финансового кризиса, по данным исследования, главным образом способствовало принятие комплексных антикризисных программ. Почти половина обследованных предприятий (47%) реализовывала собственные антикризисные планы, ведущая роль в которых отводилась:

  • реализации жестких режимов экономии;
  • привлечению дополнительных банковских кредитов;
  • появлению новых каналов сбыта на внутреннем рынке;
  • диверсификации бизнеса.


Как показал анализ, менее болезненно кризис сказался на тех предприятиях, где еще в докризисный период активно внедряли современные технологии стратегического, корпоративного и финансового менеджмента.

Так, в 2008—2009 гг. системы перспективного маркетингового анализа и риск-менеджмента были не более чем у трети обследованных предприятий, SWOT-анализ внешних угроз и возможностей использовали 13% предприятий, планировали мероприятия по повышению конкурентоспособности бизнеса 26% предприятий. Среднесрочное (2–3 года) финансовое и инвестиционное планирование практиковали не более 30—35% опрошенных руководителей.

Перспективные инновационные программы были реализованы лишь на 10% обследованных предприятий, системы анализа деятельности конкурентов — на 38, управления качеством — на 34, специальных технологий логистики — на 16, учета и защиты интеллектуальной собственности — на 5%.

Среднесрочное финансовое планирование применяли лишь 25% опрошенных руководителей, треть из них использовала инструменты перспективной инвестиционной программы.

Традиционными приоритетами российского менеджмента остаются мониторинг выполнения текущих планов операционной деятельности и использования годовых бюджетов.

Важность внедрения более совершенных управленческих инструментов в деятельность российских предприятий связана помимо прочего с тем, что уровень конкурентного соперничества в рассматриваемый период заметно возрос. На это обращает внимание 55% опрошенных предприятий.

Лучшая помощь государства — не вмешиваться

Большинство (80%) обследованных предприятий не получало в последние два года государственной антикризисной или модернизационной поддержки.

Это свидетельствует о продолжении либерально-рыночного курса в экономике, с одной стороны, и о дефиците бюджета антикризисных мер — с другой. Отдельные предприятия получили ресурсную господдержку в виде пополнения уставных капиталов, получения госгарантий для привлечения инвестиций, а также банковских кредитов по льготным процентным ставкам, получения государственных заказов.

В то же время кризисный период практически ничего не изменил в степени доверительности и взаимопонимания бизнеса и властных (федеральных, региональных) структур — по этому поводу уверенно высказались около 90% респондентов. Факт печальный, свидетельствующий о хронической и весьма тяжелой болезни неотработанности организационно-экономических механизмов взаимодействия власти и бизнеса.

Пути решения данной проблемы в условиях сохраняющейся финансово-экономической нестабильности эксперты видят:

  • в общем снижении налоговой нагрузки и упрощении налоговой системы;
  • введении ясной и ощутимой гос­поддержки внедрения технических инноваций;
  • наращивании объемов льготного банковского кредитования программ модернизации бизнеса;
  • улучшении качества процедур размещения госзаказа и повышении оперативности антикризисных мер власти.


Интересно, что 26% респондентов полагают: лучшее антикризисное действие государства — не вмешиваться в дела бизнеса.

Резервы роста скрываются в менеджменте

Большинство опрошенных руководителей (73%) уверены, что их предприятия сохранили достаточный потенциал для преодоления спада и модернизации бизнеса. Сомневаются в росте конкурентоспособности и наличии условий для модернизации около 20% респондентов.

Реализация имеющегося потенциала модернизации и устойчивой работы предприятий видится менеджменту в нескольких основных направлениях (см. цифры).

Большего внимания, по мнению респондентов, заслуживают вопросы рационализации технологий стратегического планирования, базирующиеся на анализе внешних и внутренних угроз каждой из подсистем бизнеса. Кроме того, в развитии нуждаются системы внутреннего аудита и контроллинга, перспективные научно-технические и инновационные программы, конкурентный и стратегический маркетинговый анализ. А сохраняющийся низкий уровень доверия бизнеса и власти диктует важность концентрации усилий на совершенствовании процедур госзакупок, налого­обложения, стимулирования инвестиционной и инновационной активности предприятий.