Спрос на свежие молочные продукты большой. Но в торговых сетях практически невозможно купить «живое» качественное молоко. К счастью, технологии и маркетинг не стоят на месте. Предлагаем рассмотреть новую технологию розничной продажи разливного непастеризованного молока через сеть вендинговых автоматов.
Проблемы
В последние годы появились новые хозяйства не только в быстро окупаемом свиноводстве, но и в молочном животноводстве. Стало ясно, что построить высокотехнологичную мегаферму, купить и доставить качественное стадо, обучить доярок и техников — полдела. Как реализовать произведенный продукт? И здесь есть проблемы, связанные с плохими сельскими дорогами и монополией молочных заводов.
Проблемы производства и реализации молока, с точки зрения фермера
В зимние месяцы выше (снижается объем производства), в летние месяцы цена резко падает.
Проблемы потребления для конечного покупателя молока
Все факторы вместе дали эффект — низкое потребление молока. Наши сограждане просто отвыкли от вкуса натуральных молочных продуктов, да и ездить за свежим молоком на рынок не приучены, особенно в крупных мегаполисах. Вот и получается, что традиционные и качественные продукты питания становятся все недоступнее для массового потребителя.
Решение
Более трех лет назад в Европе появились автоматизированные молочные магазины. Выглядят они привлекательно — небольшой домик или павильон, в котором установлен автомат, выдающий пол-литра или литр молока в подставляемую бутылку. Рядом автомат с пустыми пластиковыми бутылками.
Каждый такой пункт продает молоко от определенного фермерского хозяйства. Обязательным является документальное подтверждение качества молока, отсутствия болезней у коров и чистота при его производстве.
Мы узнали об этой интересной форме продаж молока чуть более двух лет назад. Нашли производителей молочных автоматов в Италии (Prometea) и Швейцарии (Brunimat), провели серию переговоров. Посетили заводы, их собирающие, и предложили адаптированное для России решение.
Наиболее тонкие моменты в продаже молока — качество и короткий срок хранения.
Известно, что молоко может сохранять полезные свойства и не портиться в течение десяти суток, если хранится при температуре +3—4°С. В России свой техрегламент, который требует хранить свежее сырое молоко не более 24 часов.
Эти ограничения привели к следующему решению: молоко после дойки поступает через систему фильтров в накопительный танк, где охлаждается до +3°С и хранится до момента отправки на переработку или продажу.
Затем молоко из накопительного танка поступает в маленькие транспортировочные танки и в автомобиле с термокузовом развозится по местам установки автоматов.
Танки с молоком устанавливаются в автомат, и подключается система выдачи. Внутри автомата температура поддерживается не выше +4°С, соответственно молоко может храниться без потери качества и полезных свойств минимум сутки (согласно техрегламенту).
Покупатель оплачивает молоко через купюро- или монетоприемник, нажимает на кнопку «пуск», и автомат наливает литр молока в подставленную тару. Причем система программируется на выдачу иного количества молока. Все зависит от того, где он установлен и какие требования к объемам предъявляет покупатель.
После наполнения бутылки автомат самостоятельно промывает систему выдачи чистой водой.
Использованные молочные танки отвозятся на ферму, где проходят полный цикл очистки в автоматизированной системе мойки, после чего вновь отправляются в зону наполнения и в автоматы.
Устанавливать такие автоматы можно как в помещениях, так и на улице. Правда, в последнем случае необходимы дополнительные устройства для их обогрева зимой и вентиляции летом. Важна также защита от пыли и грязи.
Мы предлагаем создать аналогичные системы в России. Выгода для фермерских хозяйств очевидна: если скупщики молока дают цену 10—11 руб. (на сегодня она выше), то при продаже молока в розлив фермеры получают 20—25 руб. за литр.
Российский опыт уже есть.
Первый заказчик был осторожен и предпочел использовать автоматы с танками на 100 л, но предусмотрительно закупил по два дополнительных танка на каждый автомат. Он провел большую подготовительную работу, было много рекламы, работали промоутеры. В итоге автоматы продавали 100—200 л в сутки. Покупатели каждое утро ждали свежее молоко, которое доставлялось в магазины, где были установлены автоматы. В результате вторую партию автоматов заказчик приобрел с танками на 150 л.
Этот проект успешно работает около двух лет. Объем продаж молока не снижается, хотя розничная цена на него выше цены молока в полиэтиленовых пакетах (это самое дешевое пастеризованное молоко).
Второй проект по продаже молока через сеть автоматов начал работать этим летом в Подмосковье. Еще один стартует в Татарстане.
Несмотря на высокую стоимость автоматов, их срок окупаемости около полутора лет.
Мини - бизнес - план
Допустим, закупается десять торговых автоматов для молока BOX150, танки на 150 л. К ним покупаются десять автоматов для выдачи пустых бутылок, система автоматизированной мойки танков, система налива молока с точной дозировкой, автомобиль с термокузовом для доставки танков к месту установки автоматов и платежные системы с функцией выдачи сдачи.
Потребуется инвестиций:
Итого 13 570 000 руб.
Для обслуживания сети потребуются один оператор и бухгалтер.
Фонд оплаты труда составит 44 100 руб. в месяц.
Закупка ГСМ для автомобиля и сервис — 10 000 руб. в месяц.
Себестоимость молока (закупочная цена) — 15 руб. за литр.
Объем продаж в месяц — 45 000 л.
При розничной цене молока 35 руб. за литр оборот сети автоматов составит 1 575 000 руб. в месяц.
Затраты в месяц:
Всего 729 000 руб.
Доход — 845 900 руб. в месяц (1 575 000 руб. – 729 000 руб.).
НДС примерно 80 000 руб. в месяц, налог на прибыль — 160 000 руб.
Итого чистая прибыль 605 900 руб. в месяц, в год — 7 270 800 руб.
Окупаемость проекта около полутора лет.
Окупаемость автоматов в виде потока денежных средств приведена в таблице.
Срок эксплуатации торговых автоматов не менее десяти лет.
Расчетные данные, тыс. руб.
Наименование показателей |
Первый год |
Второй год |
Третий год | |||||||||
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал |
I квартал |
II квартал |
III квартал |
IV квартал | |
ДОХОДЫ | ||||||||||||
Продажа молока, л |
0 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
135 |
Выручка, руб. |
0 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
Итого доходов |
0 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
4725 |
РАСХОДЫ | ||||||||||||
Закупка молока (себестоимость) |
0 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
2025 |
Оплата труда |
0 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
132,3 |
ГСМ |
0 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
12 |
Электроэнергия |
0 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
9 |
Покупка техники и оборудования |
13482,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Аренда мест установки автоматов |
0 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
30 |
Итого расходов |
–13482,4 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
–2208,3 |
Излишек (недостаток) за квартал |
–13482,4 |
516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
2516,7 |
Излишек (недостаток) нарастающим итогом |
–13482,4 |
–10965,7 |
–8449 |
–5932,3 |
–3415,6 |
–898,9 |
1617,7 |
4134,4 |
6651,1 |
9167,8 |
11684,5 |
14201,2 |
НДС уплаченный |
2056,6 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
184 |
НДС начисленный |
0 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
472,5 |
НДС в бюджет |
–2056,6 |
–1768,2 |
–1479,8 |
–1191,4 |
–903 |
288,4 |
288,4 |
288,4 |
288,4 |
288,4 |
288,4 |
288,4 |
Налог на прибыль 20% |
0 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
408,8 |
Чистая прибыль нарастающим итогом |
–11425,8 |
–9606,3 |
–7378 |
–5149,8 |
–2921,5 |
–1596,2 |
920,4 |
3437,1 |
5953,8 |
8470,5 |
10987,2 |
13503,9 |