Сразу три Федеральных закона, которые вносят изменения в правила применения упрощенной системы на основе патента, подписал в середине июля Президент России. Большинство изменений носят уточняющий характер, поэтому никаких принципиальных новшеств индивидуальным предпринимателям ждать не нужно.
Новая стоимость патента
С 2010 г. начнут действовать новые правила определения предельного размера доходов для целей применения упрощенной системы, установленные Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ (подробнее об этом читайте на с. 18). В частности, в течение 2010 - 2012 гг. не будут применяться коэффициенты-дефляторы, на которые индексируются данные лимиты. Это затронет и правила определения стоимости патентов при упрощенной системе налогообложения.
Как известно, годовая стоимость патента определяется исходя из потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по той или иной деятельности (п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ). Размер этого дохода ежегодно устанавливают субъекты Российской Федерации. Если региональные власти по какому-либо из видов деятельности не изменили размер годового дохода на следующий календарный год, то в этом году стоимость патента определяется исходя из размера, установленного в предыдущем году, проиндексированного в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 346.12 НК РФ для упрощенной системы. Об этом говорится в п. 7 ст. 346.25.1 НК РФ. В связи с тем что коэффициенты-дефляторы с 2010 по 2012 г. применяться не будут, Закон N 204-ФЗ временно отменяет правило индексации и для определения потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.
Работа над ошибками
Другие два Закона устраняют противоречия, возникшие после вступления в силу с 2009 г. поправок в правила применения упрощенной системы на основе патента, внесенных Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ.
В частности, данный Закон позволил индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему на основе патента, привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, но не более пяти человек (п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ). Однако, вводя эти поблажки, депутаты забыли убрать из п. 9 вышеуказанной статьи упоминание о том, что привлечение к своей деятельности наемных работников является нарушением условий применения патентной упрощенной системы и влечет потерю права на ее применение. Получалось, что налогоплательщики не вправе воспользоваться установленными возможностями.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 165-ФЗ исправляет эту ошибку. Из п. 9 исключается упоминание о привлечении наемных работников, а также избыточное уточнение о том, что к нарушениям правил применения данного спецрежима относится осуществление на основе патента вида предпринимательской деятельности, не предусмотренного в законе субъекта Российской Федерации. Действие этих поправок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 г.
С 2009 г. был изменен срок, на который выдается патент. Он составляет по выбору налогоплательщика от одного до 12 месяцев (п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ). При этом в п. 6 ст. 346.25.1 НК РФ сохранилась прежняя формулировка: "В случае получения индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, шесть месяцев, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент". Эту оплошность депутаты исправили Федеральным законом от 19.07.2009 N 201-ФЗ.
Кроме того, этот Закон с 2010 г. вводит подкорректированную редакцию п. 2.2 ст. 346.25.1 НК РФ. Как и прежде, налогоплательщики лишаются права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и считаются перешедшими на общий режим в двух случаях.
Во-первых, если в календарном году их доходы превысят размер дохода, установленный ст. 346.13 НК РФ. Напомним, что в соответствии с новыми правилами, установленными Законом N 204-ФЗ, в 2010 г. этот размер составит 60 млн руб. При этом уточняется, что количество полученных в указанном году патентов в данном случае значения не имеет.
Во-вторых, предприниматели лишаются права на патентную "упрощенку", если в течение налогового периода допущено несоответствие требованиям, установленным п. 2.1 ст. 346.25.1 НК РФ. Речь идет о превышении лимита на привлечение наемных работников (не более пяти человек).