Налогоплательщики, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по отдельным видам деятельности, получили право не использовать при расчетах с покупателями контрольно-кассовую технику. Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ, который внес долгожданные для плательщиков ЕНВД поправки в законодательство о применении кассовых аппаратов, вступил в силу 21 июля 2009 г.
История об отмене обязанности для организаций и индивидуальных предпринимателей применять контрольно-кассовую технику началась еще в 2004 г.
Именно тогда в Госдуму впервые был внесен законопроект, предусматривающий такое освобождение. Инициатива депутатов была вызвана тем, что в 2004 г. из перечня разрешенных к использованию кассовых аппаратов были исключены все машины без ЭКЛЗ. При этом стоимость кассовых аппаратов, оснащенных такой защитой, в разы превышала стоимость их незащищенных братьев. В результате затраты малого бизнеса значительно возросли.
Однако предложение депутатов натолкнулось на непримиримую позицию Минфина России. Ведомство никак не хотело предоставить плательщикам ЕНВД такие поблажки, ссылаясь на то, что данные кассового аппарата отражают реальное положение дел в той или иной деятельности и позволяют корректировать базовые показатели доходности.
На протяжении нескольких лет депутаты пытались протолкнуть этот законопроект. Однако удалось это сделать лишь экономическому кризису. Отмена обязанности применять кассовую технику для плательщиков ЕНВД стала одной из возможных и самых безболезненных для бюджета мер поддержки малого бизнеса, предложенной премьер-министром В.В. Путиным в начале 2009 г. С этого момента никаких препятствий к принятию соответствующего закона не стало.
Правила неприменения
Итак, с 21 июля 2009 г. вступили в силу поправки в ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ). Данная статья дополнена п. 2.1. Согласно ему организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, при осуществлении видов деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ (то есть всех видов деятельности, в отношении которых может применяться этот спецрежим), могут осуществлять наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт без применения кассовых аппаратов.
Закон устанавливает одно условие: продавцы должны по требованию покупателя выдавать специальные документы. Такими документами могут быть товарные чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Как все бланки, они должны содержать обязательные реквизиты, а именно:
- наименование документа;
- порядковый номер документа, дату его выдачи;
- наименование организации (фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя);
- идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;
- наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);
- сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;
- должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.
Выдать документ продавец должен в момент оплаты товара (работы, услуги).
Стоит отметить, что данное освобождение не распространяется на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей граждан, в том числе через платежные терминалы, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов.
Налоговый контроль
Налоговые органы, как и прежде, смогут прийти к плательщикам ЕНВД с проверкой. Только теперь они будут контролировать соблюдение организациями и предпринимателями обязанности по выдаче документов по требованию покупателя. Соответствующие уточнения внесены в п. 1 ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации". За отказ в выдаче такого документа налоговые органы вправе наложить на налогоплательщика административный штраф. Размер штрафа установлен в ст. 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях и составляет:
- для граждан - от 1500 до 2000 руб.;
- для должностных лиц - от 3000 до 4000 руб.;
- для организаций - от 30 000 до 40 000 руб.