Благодаря росту спроса и активным продажам лизинговый рынок быстро восстанавливается. В 2010 г. объем новых сделок по долгосрочной аренде имущества с последующим правом выкупа увеличится на 75%. Такой прогноз озвучил заместитель генерального директора рейтингового агентства «Эксперт РА» Павел Самиев на IX Ежегодной конференции «Лизинг в России — 2010». По его словам, несмотря на бурный рост, спрос на лизинговые услуги остается уязвимым. Помешать развитию сектора в 2011 г. могут новые законы, недобросовестные клиенты и отсутствие кооперации между его участниками.
Пока восстановление продолжается: объем новых сделок на рынке лизинга за девять месяцев 2010 г. возрос в 2,2 раза по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. Сумма вновь заключенных сделок по итогам января — сентября — 420 млрд руб. (за девять месяцев 2009 г. — 185 млрд руб.). Совокупный лизинговый портфель увеличился на 7% — до 1040 млрд руб. Факторами восстановления рынка, как и в 1-м полугодии 2010 г., стали стабилизация в экономике, рост доступности финансирования и эффект низкой базы после сокращения рынка в 2009 г.
Согласно исследованию в структуре каналов продаж лизинговой услуги подавляющую долю (92%) занимают прямые продажи. По данным «Эксперт РА», это объясняется ростом в 2006—2008 гг. филиальной сети лизинговых компаний и увеличением их информационного присутствия на рынке, а также повышением осведомленности о лизинговой услуге потенциальных клиентов.
Благодаря восстановлению объемов сделок лизингодателям пришлось нарастить пассивную базу, получив значительные средства за счет размещения облигаций. Интерес к облигациям вызван повышением активности на долговом рынке, а также преимуществами облигационных выпусков для лизинговых компаний. Это отсутствие залога и целевого назначения привлекаемых средств, а также более низкие процентные ставки.
«Дочки» банков удерживают лидерство
По словам П. Самиева, сегодня лидирующим сегментом лизинга в России считается транспорт. На этот сектор в 1-м полугодии 2010 г. пришлось более двух третей (70,8%) новых сделок. Причем предоставление в лизинг железнодорожной техники заняло 33,2% рынка, авиационного транспорта — 15, грузового и легкового транспорта — 9,9 и 9,4% соответственно. Генеральный директор ЗАО «ИКБ Лизинг» Сергей Иванов подсчитал, что доля промышленного оборудования в лизинге едва превышает 5,35%. По мнению эксперта, роль лизинга в модернизации основных фондов предприятий сильно преувеличена.
Среди лизинговых компаний лидерами рынка по объему новых сделок в 2010 г. стали дочерние предприятия крупных банков. Возглавляет рейтинг «Сбербанк Лизинг», заключивший за 1-е полугодие текущего года сделок на 63,34 млрд руб. Далее — «ВЭБ Лизинг» и «ВТБ Лизинг», сделки которых составили 53,73 млрд и 39,02 млрд руб. соответственно. Кстати, у «ВТБ Лизинга» сейчас самый крупный портфель на рынке: его объем на 1 октября 2010 г. достиг 157,23 млрд руб.
По оценке «Эксперт РА», с учетом динамики рынка за январь — сентябрь 2010 г. объем новых сделок по итогам 2010 г. составит около 550—580 млрд руб., а темпы прироста к 2009 г. — 75—85%. Прирост новых сделок в 7 раз превысит пессимистичный прогноз участников рынка, сделанный в конце 2009 г. (10—15%).
По мнению аналитиков «Эксперт РА», спрос на лизинговые услуги растет, но остается уязвимым. Это обусловлено, с одной стороны, короткими сроками планирования у лизингополучателей и медленным улучшением их финансового состояния, а с другой — неопределенностью изменений законодательства в отношении лизинга. Развитию рынка по-прежнему мешают дефицит платежеспособных клиентов, нехватка финансирования с длительными сроками и в достаточном объеме, низкий спрос на лизинговые услуги, противоречия и недоработки в законодательстве, препятствующие развитию отдельных сегментов рынка.
В 2010 г. остро встала проблема мошенничества, особенно для небольших лизинговых предприятий. По словам гендиректора ЗАО «Технолизинг» Натальи Панских, в кризис участились случаи, когда злоумышленники по поддельным документам брали оборудование в лизинг в небольших компаниях, а затем исчезали. Еще одна распространенная схема: чтобы не оплачивать долги и не возвращать оборудование, мошенники используют процедуру банкротства.
Минфин подтолкнет оперативный лизинг
Самой обсуждаемой законодательной мерой в текущем году стала предложенная Минфином отмена ускоренной амортизации оборудования, применяемой в случае, если предмет лизинга эксплуатируется в условиях агрессивной среды, увеличивающей его износ (например, на Крайнем Севере). По словам председателя подкомитета по лизингу ТПП России Алексея Акиндинова, введение подобной меры приведет к «схлопыванию» рынка. По оценкам «Эксперт РА», после отмены ускоренной амортизации лизинговый сектор сократится в 2 раза. Наибольшее падение эксперты ожидают в сегменте лизинга оборудования, необходимого для модернизации основных фондов компаний.
Заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк Лизинг» Сергей Клишо уверен, что отмена ускоренной амортизации лишь вопрос времени.
Возможность отмены ускоренной амортизации предусмотрена в Основных направлениях налоговой политики РФ на 2011 г. и на плановый период 2012—2013 гг. Финансовое ведомство пообещало принять решение по данному вопросу после того, как будет проанализировано применение повышающих коэффициентов в отношении амортизируемых основных средств. По мнению экспертов консалтингового агентства «Территория лизинга», отмена ускоренной амортизации способна привести не только к падению спроса на лизинговые услуги, но и к другим необратимым последствиям. В частности, компаниям придется искать альтернативные пути развития бизнеса. Среди них оперативный (операционный) лизинг. Российские лизинговые компании вкладывают в это понятие как аренду изъятого у неплатежеспособных клиентов имущества, так и аренду с набором дополнительных сервисов, например с консультированием по юридическим и бухгалтерским особенностям лизинга, регистрацией транспортных средств, помощью на дорогах и со страхованием.
Сегодня аренду с комплексом дополнительных услуг, формируемым с учетом особенностей отрасли на договорной основе, на российском рынке предлагают преимущественно лизинговые компании при зарубежных банках. Спрос на операционный лизинг также исходит пока в основном от филиалов крупных транснациональных компаний. В отличие от западных компаний российские игроки не спешат развивать услугу операционного лизинга. Ведь она требует отличных от финансового лизинга подходов к ведению бизнеса, оценки рисков и инфраструктуры (стоянки, ремонтные площади, персонал и т.д.).
Осуществить дополнительные финансовые вложения большинство лизинговых компаний не могут из-за отсутствия достаточного объема свободного оборотного капитала. Вместе с тем из-за убытков по проблемной к взысканию задолженности финансовая отчетность многих из них мало привлекательна для потенциальных инвесторов. Еще одна причина, препятствующая развитию оперативного лизинга в России: несмотря на большой объем изъятого имущества, оно разнообразно по своему составу и структуре, что не позволяет сконцентрироваться на развитии услуги в отраслевом сегменте.
Если прогнозы экспертов подтвердятся и российские лизинговые компании начнут отказываться от услуги финансового лизинга в пользу операционного, в большей степени пострадает малый и средний бизнес.
По мнению участников рынка, единственной причиной, побудившей Минфин рассмотреть вопрос об отмене ускоренной амортизации, является увеличение поступлений в бюджет в краткосрочный период. По оценке компании «Территория лизинга», если инициатива будет принята, дополнительная налоговая нагрузка составит 1,3 млрд руб. Как показывает практика, почти все расходы будут переложены на лизингополучателей. В условиях отмены права применять повышающий коэффициент не свыше 3 к первым трем амортизационным группам расходы за собой оставили лизинговые компании, у которых доля сделок с таким имуществом была невелика. Остальные постарались максимально переложить их на клиентов.
По подсчетам «Эксперт РА», если вредные для рынка законодательные инициативы не будут приняты, в 2011 г. рынок может возрасти еще на 30—50%. В 2012 г. благодаря стабилизации экономического роста и ужесточению законодательства прирост составит 10—30%.
Рынок лизинга, январь — сентябрь 2006—2010 гг.
Период |
Объем нового
|
% от предыдущего
|
9 месяцев 2006 г. |
219,1 |
97 |
9 месяцев 2007 г. |
667,9 |
167 |
9 месяцев 2008 г. |
605 |
61 |
9 месяцев 2009 г. |
185 |
25,7 |
9 месяцев 2010 г. |
420 |
133 |
Топ-15 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 9 месяцев 2010 г.
№ |
Компания |
Объем нового
|
Текущий портфель
|
1 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» |
63341,0 |
104128,0 |
2 |
«ВЭБ-Лизинг» |
53732,5 |
84664,8 |
3 |
«ВТБ-Лизинг» |
39024,6 |
157227,9 |
4 |
ГЛК «ТрансКредитЛизинг» |
25108,1 |
38285,5 |
5 |
«Газтехлизинг» |
19319,1 |
34241,1 |
6 |
Europlan |
14681,9 |
15785,5 |
7 |
ГК «Балтийский лизинг» |
9016,4 |
14387,9 |
8 |
«Ильюшин Финанс Ко.» |
7183,3 |
43887,8 |
9 |
Северо-Западная лизинговая компания |
7099,2 |
10438,3 |
10 |
«ТрансФин-М» |
6400,6 |
12409,6 |
11 |
Лизинговая компания «УРАЛСИБ» |
5100,5 |
26382,3 |
12 |
«Carcade Лизинг» |
5080,3 |
3797,5 |
13 |
ГК «Северная Венеция» |
4959,9 |
11550,4 |
14 |
«ДельтаЛизинг» |
4859,4 |
7339,4 |
15 |
«Дойче Лизинг Восток» |
4635,8 |
15439,0 |
Источник: «Эксперт РА»