В Государственную думу поступил законопроект «О добровольной пожарной охране» (№ 465958-5). Если его примут в том виде, в котором он представлен, в стране будет сформировано не менее 20 000 добровольных пожарных дружин — по числу муниципальных образований, находящихся вне зоны ответственности профессионалов МЧС.
Скорее всего предусмотренные депутатским регламентом чтения документа пройдут быстро, как и положено в случаях с законодательными инициативами, исходящими от правительства.
С принятием закона последуют необходимые подзаконные акты — правительственные постановления и ведомственные директивы. Они, если судить по тексту законопроекта, обяжут местные власти, предпринимательское сообщество и учебные заведения самим позаботиться о собственной пожароустойчивости.
Создание команд добровольцев предусматривается прежде всего и главным образом в населенных пунктах, где нет подразделений Государственной противопожарной службы. А это более 20 000 сельских и около 2000 городских поселений со статусом муниципального образования, обделенных вниманием МЧС.
Например, в печально известном Котовском районе Волгоградской области только в одном сельском поселении из 25 населенных пунктов местная власть на свои скудные средства содержит одну пожарную машину «преклонного возраста» (см. ст. "За все в ответе местная власть").
30 ноября пожар в дагестанском селе Цибари, где проживало почти 400 семей, уничтожил 85 домов. Уцелели десять домов, школа, детский сад и фельдшерско-акушерский пункт, расположенные на отшибе. Ближайшая пожарная машина находилась в 50 км от села. И это в горах, где зимой дороги практически закрыты.
Согласно законопроекту иметь собственные дружины обязаны не только местные власти, но и хозяйствующие субъекты и учебные заведения. Объектовые добровольные пожарные команды (дружины) могут создаваться по месту работы или учебы граждан.
Все это означает, что не работает норма о ведомственной пожарной охране Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Не важно, кто виноват, главное — вывести производственные, учебные и коммерческие площадки из зоны ответственности МЧС, вся мощь которого сосредоточена вокруг Москвы и мегаполисов. На долю ведомства выпадут победные рапорты об успешной борьбе с огнем, ибо по прибытии на место происшествия профессиональных команд руководить тушением огня согласно законопроекту будет уже их командир. МЧС достанется, правда, рутинная регистрация добровольных объединений граждан, ведение сводного реестра добровольцев и контроль над ними.
Добровольные пожарные дружины — это общественные объединения, порядок работы которых определяется гражданским законодательством и федеральными законами «О некоммерческих организациях» и «Об общественных объединениях», гласит строка законопроекта.
В статьях 9 и 10 документа, представленного на рассмотрение в Госдуму, говорится, что финансовое, материально-техническое, имущественное обеспечение таких объединений «осуществляется за счет собственных средств, добровольных взносов и пожертвований, средств учредителя (учредителей), а также средств государственной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации». Между тем из пояснительной записки к документу следует, что федеральный бюджет не понесет дополнительных затрат.
Но если компании и вузы наскребут деньги на содержание своих добровольцев, то где искать средства местной власти, у которой собственных доходов едва хватает на зарплату и оказание минимума публичных услуг населению? Причем и страхование добровольцев станет обязанностью органов местного самоуправления. Делать это они будут «за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в соответствующем бюджете на содержание дружин и команд».
Помимо страхования законопроект предусматривает:
-
материальное стимулирование добровольных пожарных и работников добровольной пожарной охраны;
-
компенсации и льготы добровольцам;
-
социальную защиту членов их семей.
Еще предписывается комплектовать штатными работниками «должности руководителя территориальной добровольной пожарной команды, бухгалтера и водителей мобильных средств пожаротушения». С ними соответственно должны заключаться трудовые договоры.
Если установление льгот и компенсаций для собственных «огнеборцев» станет нагрузкой на фонды оплаты труда хозяйствующих субъектов, то страхование и обеспечение социальной защиты семей добровольцев полностью ляжет на тощие муниципальные бюджеты, наполнение которых зависит от благорасположения губернаторов к местным главам. Зато последние получат право разрешать или запрещать выезд своей дружины за пределы муниципального образования. Можно подумать, что люди будут молча взирать, как все кругом горит синим пламенем.
Гражданам-добровольцам дозволено объединяться в союзы и ассоциации, чтобы совместно защищать общие интересы и достигать уставных целей на собственные средства.
Законопроект о добровольных «огнеборцах» подготовлен во исполнение поручения Президента РФ от 21.11.2009.
Комментарий
Юрий Гурман,
член Европейского клуба экспертов
местного самоуправления
Основная задумка авторов законопроекта очень проста — возложить на добровольцев обязанности работников Государственной противопожарной службы и сохранить в неприкосновенности федеральный бюджет. Это следует из ст. 13 представленного в Госдуму документа и финансово-экономического обоснования к нему.
Очевидно, МЧС хочет, чтобы внештатные пожарные задаром и/или на собственные рубли защищали от огня жилища и производственные объекты, оставив себе контроль над добровольными объединениями граждан и хозяйствующих субъектов.
Желание чрезвычайного министерства поддержано правительством, коль скоро оно одобрило законопроект, подготовленный в ведомстве Героя России Сергея Шойгу.