В Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и во многие нормативно-правовые акты необходимо внести изменения, чтобы документы не противоречили друг другу и не создавали поле для самодурства и коррупции. К такому выводу пришли участники Конгресса местных и региональных властей Совета Европы после обсуждения обстоятельного доклада члена британского парламента Кристофера Ньюбери и его датского коллеги Кнуда Андерсена о местной и региональной демократии в Российской Федерации.
Рекомендации касаются и практики межмуниципального сотрудничества в хозяйственной сфере, давно ставшей притчей во языцех в силу противоречий «земского» закона с бюджетным и налоговым законодательством.
Федеральный закон о местном самоуправлении допускает возможность создания муниципальными образованиями хозяйствующих субъектов. Другие нормативно-правовые акты усматривают в этом нецелевое использование бюджетных средств. Как следствие, сложности в регистрации межмуниципальных предприятий, работа которых сопряжена также с особенностями налогообложения.
Например, два года длится тяжба между прокуратурой Республики Башкортостан и местными властями Бирского муниципального района и г. Бирска о правомочности создания ими межмуниципального ООО «Водоканалстройсервис». Прокуратуре не понравилось, что учредители привлекли в совместное общество с ограниченной ответственностью частный капитал. После заключения соглашения доля муниципального района и городского поселения в уставном капитале ООО уменьшилась с 60 до 15% и с 40 до 10% соответственно.
Прокуратура усмотрела в «действиях исполнительных органов городского поселения и муниципального района» нарушение сразу двух законов — Федерального закона о местном самоуправлении и Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» и посчитала, что предприниматель получил право единолично распоряжаться муниципальным имуществом и принимать решения о ведении хозяйственной деятельности общества. По ее мнению, были созданы условия для доминирования ООО «Водоканалстройсервис» на рынке предоставления населению услуг по водоснабжению. Арбитражные суды разных инстанций поддержали прокуратуру.
Еще в ходе разбирательств местные администрации вышли из учредителей межмуниципального предприятия, созданного для консолидации скудных бюджетных средств района и города и привлечения бизнеса. Изменения в учредительных документах зарегистрированы в Едином государственном реестре юридических лиц. Это решение Управление ФНС России по Башкортостану уже отменило. Прокуратура тоже теперь оспаривает выход местных администраций из соучредителей и требует от них… обеспечить дальнейшую деятельность предприятия. Муниципальные образования обжалуют судебные акты в Федеральный арбитражный суд Уральского округа.
Несмотря на надзорные пороги на пути межмуниципальной хозяйственной кооперации и в других российских регионах, общие для всех сельских поселений Урюпинского района в Волгоградской области вопросы в сфере ЖКХ решает ООО «Межмуниципальное предприятие жилищно-коммунального хозяйства», зарегистрированное на хуторе Петровский. В Вешкаймском районе Ульяновской области ООО «Межмуниципальное хозяйственное общество „Симбирскгазификация“» занимается строительством межпоселковых, внутрипоселковых газопроводов и водопроводов, возведением и реконструкцией газовых котельных, газификацией квартир, продажей сопутствующего оборудования. В Новобирюсинске Иркутской области работает межмуниципальное коммунальное предприятие ООО «Содружество», учредителями которого выступили администрации поселка и района. Администрации поселка Солнечный и Солнечного района Хабаровского края учредили межмуниципальную хозяйственную единицу в форме общества с ограниченной ответственностью — ООО «Теплоэнергетическое предприятие».
Любое из этих предприятий может быть уничтожено, если российские законодатели не сделают то, что им советуют европейские коллеги.