Пчелы против меда, или Зачем гарантирующему поставщику электроэнергии финансировать энергосбережение у клиентов

| статьи | печать

На розничном рынке электроэнергии в этом году появился новый продукт — энергосервисный контракт. Он включает в себя полный комплекс энергосберегающих решений: аудит — энергосервис — сбыт. Финансовая схема его реализации не предполагает отвлечения оборотных средств заказчика. Выгоду получают обе стороны. Крупные энергосбытовые и другие компании энергетического комплекса стали провайдерами энергосбережения в России.

Эффект, вызванный переводом энергопотребления на принципиально более высокий технологический уровень, позволяет рассматривать соответствующие вложения как реальные инвестиции, приносящие коммерческую выгоду. Вложения в энергоэффективные программы способствуют увеличению прибыли, дают преимущества перед конкурентами, создают положительный имидж компании, а также вносят вклад в защиту окружающей среды.

Реализовать потенциал энергосбережения руководителям большинства предприятий мешают отсутствие опыта реализации энергосберегающих проектов и недостаток финансовых средств на их внедрение.

Необходимость модернизации российской экономики на основе энергосбережения озвучил Президент РФ в Федеральном законе от 23.11.2009 № 261-ФЗ «О развитии энергосбережения и повышении энергоэффективности…». В нем, в частности, дан ряд методологических указаний всем предприятиям и учреждениям страны по внедрению энергосберегающих технологий и развитию энергоэффективности в целях повышения конкурентоспособности. Одним из инструментов достижения поставленных целей стал изложенный в законе энергосервисный договор.

Энергосервисные контракты

Энергосервисный контракт — договор, предметом которого является реализация мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение эффективности использования энергоресурсов предприятия.

В зависимости от типа предприятия возможны три вида контрактов:

  • типовой энергосервисный контракт. Заключается в основном с компаниями ЖКХ, малого и среднего бизнеса для реализации типовых мероприятий по энергосбережению, таких как модернизация освещения и систем учета электроэнергии;
  • индивидуальный энергосервисный контракт — договор на реализацию набора уникальных и/или типовых технических решений и услуг, внедряемых комплексно и требующих адаптации к объекту клиента в соответствии с индивидуальными особенностями;
  • агентский энергосервисный контракт — новый вид договора, в рамках которого энергосбытовое предприятие осуществляет подбор энергоэффективных мероприятий в интересах клиента и подыскивает подрядную организацию с предоставлением финансирования мероприятий в счет оплаты за потребляемую электроэнергию.


Некоторые энергосбытовые компании предлагают клиентам специально разработанные типовые энергосервисные контракты для ЖКХ и малого бизнеса. Особенность этих контрактов состоит в том, что их можно заключить практически в течение одного дня.

Польза для заказчика

Компания-исполнитель инвестирует в энергосбережение на объектах заказчика собственные или привлеченные средства, а возвращает их за счет экономии в результате использования нового энергоэффективного оборудования. Срок и условия возврата вложенных средств стороны оговаривают при заключении энергосервисного контракта. По состоянию на конец ноября текущего года энергосервисные контракты оформили такие крупные промышленные предприятия г. Москвы, как ОАО «Московский металлургический комбинат „Серп и Молот“», ОАО «Московский машиностроительный завод „Рассвет“», ФГУП «Салют», ФГУП «Спецмагнит», ОАО «Бескудниковский комбинат строительных материалов», ОАО «Лыткаринский завод оптического стекла» и др.

Энергосбытовые компании в рамках этих контрактов участвуют в реновации и модернизации оборудования предприятий за счет энергосервисной деятельности. Ее масштабы оцениваются 169 заключенными энергосервисными контрактами на общую стоимость 275,5 млн руб.

Выгода для исполнителя

Инициируя экономию электроэнергии на промышленных предприятиях, сами энергосбытовые компании получают выгоду за счет появления ресурса по продаже дополнительного объема электроэнергии вновь созданным предприятиям, а также за счет реализации энергосервисных контрактов и извлечения выгоды самой компанией с каждого вложенного рубля. Более того, реализация энергосервисных контрактов дает энергосбытовой компании возможность заключать договоры на обслуживание установленного оборудования, то есть на сервисную деятельность, также направленную на увеличение доходов.

Тенденции на рынке

Ряд энергосбытовых компаний — ОАО «Алтайэнергосбыт», ОАО «Мосэнергосбыт», ОАО «Петербургская сбытовая компания», ОАО «Саратовэнерго», ОАО «Тамбовская энергосбытовая компания» вошли в 2009 г. в состав Объединенной энергосбытовой компании (ОЭСК). Благодаря единой финансовой и технической политике, проводимой ОЭСК, применяемые в энергосервисных контрактах технические решения и схемы финансирования тиражированы и на остальные регионы.

В 2011 г. следует ожидать тиражирования энергосервиса в бытовой сектор, обладающий значительным потенциалом по энергосбережению. Об этом шла речь при обсуждении стратегий энергосервисной деятельности крупных энергосбытовых компаниий на следующий год.

Сегодня энергосбережение не просто модный тренд, это реальный источник высвобождения ресурсов, модернизации экономики и конкурентоспособности отечественных производств.